Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Осенью 1860 года Тургенев начинает работу над новым романом, героем которого должен стать «русский Инсаров». Этому роману Тургенев придавал большое значение, он хо­тел подвести в нем итог своим разногласиям с Добро­любовым — спорам между либералами и демократами.

В названии тургеневского романа «Отцы и дети» сразу заявлена проблема социального конфликта между людьми старого и нового миров. Тема романа — разногласия, по­рой переходящие в открытую борьбу, между либеральным дворянством и революционной демократией в период отме­ны крепостного права. С течением времени меняется обста­новка вокруг, а это не может не наложить отпечатка на формирование сознания подрастающего поколения, на его отношение к жизни. Часто люди старшего поколения, ми­ровоззрение которых формировалась в совершенно других условиях, оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и новый образ жизни. Бывают ситу­ации, когда это непонимание перерастает во вражду. Если к тому же периоду формирования молодого поколения осложняется ложными социальными преобразованиями в жизни общества, разногласия между отцами и детьми пре­вращаются в пропасть, их разделяющую. Это характерно для событий, происходящих в нашем обществе в настоя­щее время. В романе Тургенева либералы как сторонники старых взглядов названы «отцами», а демократы, отстаи­вающие новые идеи, — «детьми».

Павел Петрович — умный, волевой человек, обладаю­щий определенными личными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен усвоенной в молодости мора­ли. Но он не чувствует движения времени, не понимает современности, придерживается твердых принципов, без ко­торых, по его понятиям, могут жить только безнравствен­ные и пустые люди. Но его принципы вступили в противо­речие с так называемыми прогрессивными взглядами под­росшего поколения. Павел Петрович сам называет себя человеком «либеральным и любящим прогресс». Но это его собственное мнение о себе, а с точки зрения автора, за его либерализмом скрывается сторонник старого строя, старых правил. Базаров почувствовал это уже при первом разгово­ре с Павлом Петровичем, когда тот поинтересовался его взглядами на жизнь, на существующий политический строй: «Ну, а насчет других, в людском быту принятых постановлений, вы придерживаетесь такого же отрицатель­ного направления?» — «Что это, допрос?» — спросил Ба­заров. Павел Петрович слегка побледнел...». Базаров не ве­рит в благородство аристократа, он видит, что этот человек не разделяет его убеждения, а главное, не сможет и не попы­тается его понять, и предпочитает не откровенничать с ним.

Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он добр, мягок, сентиментален. В отличие от бездельничающего Павла Петровича Нико­лай Петрович пытается заниматься хозяйством, но прояв­ляет при этом совершенную беспомощность. Он пытается что-то изменить, следовательно, делает шаг к тому, чтобы хоть как-то приблизить себя к обстоятельствам новой жиз­ни — это уже прогресс.

Аркадий Кирсанов по возрасту представляет молодое поколение. Он взрослеет в среде, отличной от той, которая воспитала его отца и дядю. Аркадий тянется к Базарову и всерьез считает себя его последователем. Но на деле оказы­вается способным только подражать Евгению. Аркадий сам по себе очень внушаем, и вдали от дома увлекается Базаро­вым как сильной личностью, непохожей на других. Но взгляды отца и дяди все равно гораздо ближе Аркадию. В родном имении он постепенно отходит от Базарова. Зна­комство с Катей Локтевой окончательно отдаляет их друг от друга. Впоследствии Аркадий становится более практич­ным хозяином, чем его отец, — именно в этом можно ус­мотреть истинный прогресс и положительное влияние но­вого времени. Но все равно Аркадия хочется отнести к пред­ставителям старого поколения, несмотря на его молодой возраст.

По моему мнению, в романе показан один представи­тель «детей» — Евгений Базаров. Он именно тот новый герой, которого можно назвать «русским Инсаровым». Раз­ночинец Базаров противопоставлен дворянам Кирсановым. В этом противопоставлении и заключается конфликт и смысл романа. Базаров подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою связь с народом: «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника Вы и говорить-то с ним не умеете».

Особое значение для характеристики Базарова имеет его отношение к Одинцовой. Во всех произведениях Тургенева герой проходит испытание любовью. Такое испытание вы­падает и на долю Базарова. В любовном конфликте База­рова и Одинцовой есть нечто новое, отличное от тех, что мы видим в других романах Тургенева. Базаров оказался способным на самоотверженную любовь, которая напугала Одинцову. «Нет, — решила она наконец, — бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». В лице Одинцовой Тургенев показал одну из лучших представительниц дворйнстза. Но нраьы того времени искреннего и умного человека делают холод­ным и расчетливым. Она не понимает Базарова, ей с ним трудно и страшно, она чувствует, что их разделяет про­пасть непонимания, и отказывается от него. Для нее это наиболее простой выход из сложившейся ситуации. Пока­зывая, что она отказывается от бури страстей, предпочи- тая их привычному покою, Тургенев относит ее к поколе­нию «отцов».

И в то же время своего героя Тургенев рисует как чело­века, не склонного отдать свою жизнь на благо народа. Ба­заров не идеализирует русского мужика. Он осуждает его се­рость, отсталость и необразованность. Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, потому что видят в нем про­стого и умного, но одновременно и чужого, не понимающего их человека.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.