Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является борьба двух противоположных «ла­герей»: либерального дворянства и революционно настроенных молодых демократов, «отцов» и «детей». Подобного рода конфликт ярко отражает само назва­ние романа — «Отцы и дети».

Тургенева по праву можно считать художником человеческих образов. На страницах романа мы встре­чаем целую галерею по-своему ярких личностей — это и типичные представители лагеря «отцов» — Нико­лай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, образо­ванные и глубоко интеллигентные люди, и яркие и самобытные приверженцы «молодой» идеи, как, на­пример, главный герой романа Евгений Базаров.

С огромным интересом мы, читатели, наблюда­ем за положительными и отрицательными сторона­ми характера героев, за их успехами и неудачами, за соответствием или несоответствием их современной им эпохе. Но, как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обста­новку в стране, в которой складывались и форми­ровались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму совре­менной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. Последняя занимает особое мес­то в произведении писателя, выступая в роли едва ли не главного персонажа романа.

Практически все произведения Тургенева отли­чаются великолепными пейзажными зарисовками русской природы, на страницах его прозы — масса описаний, подобных следующему: «все кругом золо­тисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все — деревья, кусты и травы...». И на фоне прекрасной природы Тургенев в романе «Отцы и дети» рису­ет картину действительности — русскую деревню с «низкими избенками под темными, часто до полови­ны разметанными крышами», с «покривившимися молотильными сарайчиками с плетеными из хворос­та стенами и зевающими воротцами», с ее невеже­ством, бескультурьем, нищетой и полной разрухой.

Глазами приятеля Базарова — Аркадия Кирсано­ва, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжимать­ся наше сердце: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тя­нулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опуска­ясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеян­ные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на ста­ринных планах екатериновского времени... Как нароч­но, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках, как нищие в лохмотьях, стояли придорож­ные ракиты с ободранною корою и обломанными вет­вями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, ко­ровы жадно щипали траву по канавам...».

Резко контрастирует со столь неприглядными картинами быт аристократов: Николай Петрович играет на виолончели в то время, когда голодные и нищие крестьяне, доведенные до отчаяния, «готовы себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в ка­баке». Рядом с запущенными и полуразвалившими­ся домиками крестьян мы видим сад Кирсановых с клумбами, с «беседкой из сиреней и акаций», где иногда пили чай и обедали, с дорожками, вымощен­ными камнем.

Подобного рода противопоставления заметны и в бытовых зарисовках. Изящному кабинету Павла Петровича с «красивыми обоями дикого цвета и с развешанным оружием на пестром персидском ков­ре», с ореховою мебелью, библиотекой, бронзовыми статуэтками и камином противопоставляются ветхие избенки с провалившимися крышами, разрушенны­ми заборами, за которыми, замечает Базаров, прячут­ся «скот плохой и лошади разбитые».

Главный герой — нигилист, «новый человек» — Евгений Базаров заявляет: «природа не храм, а мас­терская...», но этим словам сам Тургенев не раз дает опровержение. Так как действие романа происходит в деревне, то наряду с поистине ужасными картина­ми быта (достаточно вспомнить голодных детей, ло­вящих за копейку лягушек для опытов Базарова, и вечно пьяных от безысходности мужиков) автор ри­сует целую галерею великолепных пейзажей: леса, поля, овраги...

Эти картины подспудно убеждают нас в ложно­сти воззрений Базарова: природа — храм, а отнюдь не мастерская. И только жизнь в гармонии с окру­жающим миром, а не насилие над ним способно при­нести человеку истинное счастье. Будучи по своим убеждениям близким к лагерю отцов, Тургенев с осо­бой нежностью создает образ Николая Петровича Кирсанова, человека, замечающего и обожающего красоту природы, человека, не понимающего, «как можно не сочувствовать природе»

Задумываясь над финалом романа И. С. Тургене­ва «Отцы и дети», невольно приходишь к следующе­му выводу: Пушкин и игра на виолончели гораздо важнее всей «полезной» деятельности Базарова. Глупая и скоропостижная смерть героя — не от революцион­ной борьбы, а от трупного яда, попавшего ему в кровь во время одной из операций, — заставляет задумать­ся: «А нужен ли был такой человек своей эпохе?».

В финале романа на могиле нигилиста и револю­ционера Базарова мы видим не толпу последователей, а лишь две сгорбленные фигуры его стариков-роди­телей и... вечно спокойную, равнодушную природу: цветы и траву, «глядящую своими невинными глаза­ми», напоминая о вечной, бесконечной жизни. Опи­сывая могилу Базарова, так яростно отрицающего природу, Тургенев снова рисует пейзаж: «Но между ними (могилами) есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по ее краям...». Только непритязательные ели способны прижиться на земле, под которой покоится тело человека, отри­цавшего величие природы — самого удивительного из всего того, что есть на свете.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.