Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



На страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» отра­жены социальные и политические разногласия в жизни обще­ства середины XIX века. Время действия — 1853—1861 го­ды — сложный для России период. Закончилась «позорная» для России война с Турцией. Конец 50 — начало 60-х годов XIX века — время подготовки крестьянской реформы. На смену Николаю I пришел Александр II , в годы правления которого процветала образованность различных слоев общест­ва. Интеллигенты-разночинцы, ставшие реальной обществен­ной силой, вступали в дискуссию с либералами-дворянами, утрачивающими свою передовую роль. Споры шли относитель­но всех ключевых аспектов современной действительности: вопросы культуры, литературы, искусства, образования, аг­рарный вопрос, вследствие обсуждения которого выяснилась неспособность дворянской интеллигенции к дальнейшей борь­бе. Представителем взглядов разночинцев-демократов, считав­ших причиною всех социальных бед, творящихся в России, неправильное обустройство общества, является Евгений База­ров. Его оппонент и антагонист в романе — либерал, дворянин Павел Петрович Кирсанов.

Павел Петрович — подлинный антипод Базарова. Это про­является во всем, начиная от одежды и кончая внешностью и образом мыслей. Павел Петрович был аккуратен, делал мани­кюр, что особенно раздражало Базарова, всячески следил за своей внешностью и одеждой. Базаров был небрежен, он не придавал внешности особого значения. Ему было все равно, как он выглядит.

Социальное положение у обоих героев различно. Павел Петрович — выходец из старого аристократического общества. Несмотря на «энглизированность», явление, типичное в дво­рянской среде, в Павле Петровиче постоянно проглядывает подлинный русский барин: «Я эфтим хочу доказать, милости­вый государь...» Базаров же гордится своим простым проис­хождением: «Мой дед землю пахал...» Он единственный сын незнатного и небогатого отставного штаб-лекаря. Поступив в университет, Базаров сам начинает зарабатывать деньги, чтобы оплатить учебу: «Каждый человек должен сам себя воспиты­вать». Базаров — талантливый врач, ученый, занимающийся естественными науками (для шестидесятых годов девятнадца­того века было характерно увлечение естественными науками). Павел Петрович учился в Пажеском корпусе, затем поступил на военную службу, протекавшую в столице. «С детства Павел Петрович отличался красотою, был немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться». А Базарова трудно назвать красивым. Лицо его было «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами».

При первой же встрече Евгений Базаров и Павел Петрович почувствовали взаимную неприязнь. Базаров заявляет, что дядя Аркадия чудаковат, и классифицирует его как «архаи­ческое явление». Павел Петрович с первых минут почувствовал «тайное раздражение» к Базарову. Именно раздражение стало причиной затеянного Павлом Петровичем ненужного и не со­всем искусного спора. Павел Петрович в этом споре проигры­вает, заявляя Базарову: «Что делать! Видно, молодежь, точно, умнее нас». Базаров же с уверенностью изрекает Аркадию: «Ты говоришь, что твой дядя несчастлив; тебе лучше знать, но дурь у него не вся еще вышла. Я уверен, он не шутя вооб­ражает себя дельным человеком, потому что читает Га-линьяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции». Чем больше Павел Петрович общается с Базаровым, тем больше в нем накипают жуткая ненависть и неприязнь к последнему. Павел Петрович считал, что Базаров с неуважением относится к его аристократической особе. Он «всеми силами души воз­ненавидел лекаришку, считал его нахалом, гордецом, цини­ком, плебеем; подозревал, что Базаров едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова». Павел Петрович признается брату, что считает Базарова «шарлатаном», он желает про­учить «самоуверенного выскочку». Но ему особенно и проти­вопоставить нечего базаровскому «отрицанию». По своему ми­ровоззрению Базаров — нигилист, человек, не признающий никаких авторитетов, не уважающий любые порядки и соци­альные нормы. Он относится ко всему с точки зрения полез­ности и ценности человека, поэтому считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Базаров берет от природы все, считая это нравственным, потому что, по его мнению, нравственно то, что полезно. Он предвзято Относится к литературе, считает, что любой математик лучше поэта, «Рафаэль — дурак», а «Пушкин гроша ломаного не стоит». Но его высшая цель — служить прогрессу общества и уничтожать и опровергать все, что мешает его развитию, — чиста и нравственна. И тем не менее все силы Базарова на­правлены на уничтожение и разрушение пошлых устоев и правил аристократического общества. В разговоре с Павлом Петровичем он все критикует, отрицает, но ничего не предла­гает взамен: «Сперва нужно место расчистить, а строить — будут другие». Хоть он и с неуважением относится к порядкам в доме Кирсановых: позволяет себе не приходить вовремя к завтраку, отвергает основы дворянского общества, — тем не менее видит в Павле Петровиче достойного соперника. Павел Петрович не был нигилистом — опровергателем устоявшихся воззрений. У него иные взгляды на жизнь. Он любит оратор­ствовать, многословен, сибаритствует, что не может не раздра­жать великого труженика Базарова.

Социальные взгляды в отношении народа, ради которого и предпринимались все попытки общественного переустройст­ва, у обоих героев различны. Базаров не в восторге от своего народа: «Русский человек тем и хорош, что он о себе пресквер­ного мнения». В споре с Павлом Петровичем Базаров чуть ли не презирает народ и заявляет, что свобода вряд ли пойдет ему впрок, потому что «русский мужик готов сам себя обокрасть, лишь бы только напиться дурману в кабаке». И тем не менее Базаров работает на людей и ради людей. Несмотря на резкость своих суждений, он демократичен, умеет найти общий язык с народом и «обладает особым умением возбуждать к себе дове­рие в людях низших». Независимость Базарова и способность 1авла Петровича попадать под влияние других людей раскры-ается в их отношении к женщине. Евгений держится с Один-довой гордо и высокомерно, а Павел Петрович, однажды влю­бившись в княгиню, уже не может совладать со своими чувст-ами. Когда же княгиня охладела к нему, он чуть «с ума не эшел». Ничто уже, кроме своей любви, не интересовало его. нигилистов любовь — физиологическое влечение самцов самок. Реплики Базарова о любви циничны и грубы. Когда эн впервые увидел Одинцову, то высказал свое мнение о ней: «На других баб не похожа». Став свидетелем поцелуя Базарова Фенечкой, Павел Петрович вызывает его на дуэль. На всем протяжении дуэли Павел Петрович ведет себя достойно, если не считать легкого обморока, приключившегося у него в ре­зультате ранения. Но сам Павел Петрович собой недоволен. Он «старался не глядеть на Базарова; он стыдился своей заносчи­вости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела». Но все же «старая гвардия» все еще была способна противостоять молодому поколению. Хоть Павел Петрович и презирает Ба­зарова, он испытывает к нему странное «влечение, род недуга». Он не раз просит у Базарова разрешения присутствовать при его опытах. Но он ни в коей мере не хотел быть ни в чем зависимым от «лекаришки». Павел Петрович всю ночь прому­чился, но ни разу не прибег к «искусству Базарова».

По теории Льва Гумилева (хотя конкретно о Базарове он не пишет), в отдельные исторические периоды появляются люди, способные повести за собой других людей. Пассиона­рий — наиболее исчерпывающая характеристика Евгения Ба­зарова. А шестидесятые годы девятнадцатого столетия были именно таким историческим периодом, когда на арене поли­тической деятельности могли появиться личности, подобные нашему герою. Павел Петрович же был обычным, нормальным человеком, дворянином. Он мог позволить себе увлекаться, восхищаться чем-то новым, незнакомым на какое-то время. Он мог позволить себе неоднократно ошибаться и прожить долгую и в общем-то спокойную жизнь.

Жизнь Евгения — яркая, как вспышка молнии, его смерть — подвиг.

Так почему же такой незаурядный и необычный человек, как Евгений Базаров, заболевает и умирает? Смерть, болезнь, любовь — это экстремальные ситуации в жизни каждого че­ловека. И с наибольшей полнотой характер Базарова раскры­вается во время болезни. Мы видим, каков он на самом деле. Базаров умирает. Не сбылись пророчества Аркадия о его боль­шом и славном будущем. Автор не знает, какое будущее у его героя, время Базаровых в России еще не пришло.

В заключение необходимо отметить одиночество Базарова. В романе у него нет ни сторонников его идеи, ни единомыш­ленников. Казалось бы, Аркадий — его друг и товарищ — должен был занять это место рядом с Евгением, но Аркадий — продолжатель традиций своего отца — Николая Петровича Кирсанова. Кукшина и Ситников — карикатурные образы, это пародия на революционеров-демократов. Но Базаров и не нуж­дается в чьем-либо сочувствии. Он просто говорит без стеснения то, что думает, и не обращает внимания на то, как реагируют окружающие на его слова. «Личность Базарова замыкается сама в себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов». Тургенев в своем произведении попытался изобразить передового представителя своей эпохи, но в котором многое писателя не устраивало, с которым он во многом не соглашался. Таким образом, в «Отцах и детях» Тургенев изобразил конфликт настоящего с прошедшим, ха­рактерный для шестидесятых годов девятнадцатого века. Ли­бералы-дворяне утрачивают свою ведущую роль в обществе, и на переднем плане оказывается новая социальная сила — раз­ночинная интеллигенция.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.