Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Проблема положительного героя в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», вышедший в 1862 году, вызвал разноречивые мнения. Критики по-разному поняли и прочли роман, по-разному осмыслили главную идею и проблематику этого произведения. Большинство увидело в нем вечную проблему отцов и детей, проблему смены поколений. То есть основной конфликт романа трактовался как возрастной. Но борьба «отцов» и «детей» в романе Тургенева - это не только столкновение различных поколений, но и идеологий, и мировоззре­ний. Противоборство героев в романе имеет и другой смысл - это фило­софские раздумья о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового, о месте и деятельности человека на земле. Поэтому одной из интереснейших проблем в романе является проблема деятеля, проблема положительного героя.

В эпоху, описанную писателем, начинает формироваться новый тип деятеля: разночинца-демократа, человека дела, прагматика и материалис­та. Тургенев сумел увидеть и запечатлеть (конечно, по-своему и весьма субъективно) рождение героя нового времени. Поэтому центральное место в романе занимает фигура Евгения Васильевича Базарова. Этот герой из 28 глав романа не присутствует только в двух. Все остальные лица груп­пируются вокруг него, во взаимоотношениях с ним и друг с другом рас­крывая свои характеры, тем самым оттеняя незаурядность его личности.

Как и Чацкий в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Базаров противопос­тавлен всем действующим лицам: и дворянам Кирсановым, и Одинцовой, и Кукшиной с Ситниковым, и даже собственным родителям. Он совсем из другой среды, и это проявляется в его взглядах и словах. Особенно это заметно во взаимотношениях с другом, любимой женщиной и родителями.

В романе Тургенев применяет точную датировку, показывая читателю конкретное время действия. История романа начинается в 1859 году 20 мая и завершается зимой 1860 года. Поражает и лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества того времени умести­лись в рамки небольшого произведения.

Резкое отличие Базарова от окружающих дворян-помещиков бросается в глаза при первом же знакомстве с героем. Все мельчайшие детали пор­третной характеристики (обветренная красная рука, балахон с кистями, бакенбарды, волевое лицо, грубоватые манеры) - все это свидетельствует о том, что перед нами человек дела, который не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь существенные в дворянском быту.

Тургенев очень скупо рассказывает о биографии своего героя. Из ро­мана мы узнаем, что Евгений Базаров - сын полкового лекаря, внук дьяч­ка, что он выпускник Медико-хирургической академии. «Главный пред­мет его - естественные науки, - говорит Аркадий. - Да он все знает». И действительно, герой весьма осведомлен в области медицины, химии, физи­ки, зоологии. Но Тургенев не говорит читателю, на каком поприще раз­вернется талант Базарова. Судя по намекам Аркадия, ему уготована со­всем не медицинская карьера. Сам автор видел в Базарове революционе­ра. «И если он называется нигилистом,- писал автор в письме к К. Случевскому, - то надо читать: революционером». Как же проявляет­ся эта революционность в герое? Конечно, Тургенев не мог в открытую изобразить революционную деятельность Базарова. Но он сумел донести до читателя именно эту мысль, показав внутренний мир своего героя, его уровень мышления и мировоззрение. Тургенев увековечил базаровский тип, введя в русский язык понятие «нигилизм» и «нигилист».

В чем же состоит нигилизм героя? Что он выражает? Базаровский нигилизм, отрицавший авторитеты, родился в эпоху перелома обществен­ного сознания. Он связан с утверждением материалистического мировоз­зрения, с развитием науки, в первую очередь, естествознания. Особеннос­тью нигилизма Базарова было то, что герой ничего не брал на веру, стре­мился все проверять жизнью, практикой. Отличительной чертой было также полное отрицание искусства, музыки и других проявлений духов­ной жизни людей. Но эта особенность взглядов и порождала противоре­чия. Базаров на себе испытывает то, что он презирал, что он называл «романтизм, чепуха, гниль, художество».

Сильнейший удар, приведший к внутреннему конфликту героя с са­мим собой, произвела любовь, существование которой ранее он полностью отрицал. «Вот тебе раз! Бабы испугался!» — подумал Базаров и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно». Любовь к Одинцовой раскалывает душу героя на две части. Теперь в нем живут две личности. Одна из них - убежденная противница романтических чувств. Другая - страстно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таин­ством высокого чувства: «...Он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Базаров признается в любви, но видит, что его чувство не взаимно. Он покидает дом Одинцовой, стремясь подавить в себе разбушевавшееся чувство.

Хотя в характере Анны Сергеевны Одинцовой много общего с харак­тером Базарова, она не решается на супружество с ним, так как предпочи­тает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне: «Спокойствие все-таки лучше всего на свете». Да и самого Базарова трудно представить таким же семейным человеком, каким станет Аркадий. Итогом душев­ного разлада, трагической любви героя стало крушение всего его мировоз­зрения.

Особую роль в романе играют взаимоотношения Базарова с другом, Аркадием Кирсановым. Писарев дал правильную оценку в своей крити­ческой статье этим взаимоотношениям: «У Базарова нет друга, потому что он не встречал еще человека, который не спасовал перед ним. Арка­дий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись». Нигилизм Аркадия - это песня «с чужого голоса». Евгений Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо. И все же Базарову тяжело расставаться с Аркадием, к которому он был искренне привязан.

В романе Аркадий - лучший из «учеников» Базарова. Другие его «пос­ледователи» изображены карикатурно. Ситников и Кукшина опошляют идеи разночинцев-демократов. Они видят в нигилизме только одно — отрицание всех старых нравственных норм. Поэтому эти герои так отталкивающе бе­зобразны и смешны. Для них нигилизм — всего лишь новая мода.

Тургенев еще раз проводит своего героя по тому же кругу, заставляет его встретиться с теми же людьми и до конца выяснить свои отношения с ними. Но теперь ни в Марьино, ни в Никольском мы уже не узнаем прежнего Базарова: затухают его блистательные споры, догорает несчаст­ная любовь, становится бессмысленным по сути важное дело - лечение людей. И только в финале «в последний раз вспыхнет, чтобы окончатель­но угаснуть, его тревожная, но любящая жизнь душа». Удивительно, но именно смерть примиряет Базарова с жизнью. Перед лицом смерти сла­быми оказались опоры, поддерживавшие некогда базаровскую самоуве­ренность и цинизм: медицина и естественные науки не в силах перело­мить ход событий, отступили, оставив Базарова наедине с самим собой, со своим «грешным, бунтующим сердцем». И тут пришли на помощь силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые в глубине души. Именно с их помощью герой борется со смертью и смело смотрит ей в глаза. Каков же герой в этот миг? Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надоб­ность скрывать свой «романтизм», и вот теперь душа героя освобождает­ся от цепей лжетеорий. Базаров умирает так же удивительно, как умира­ли у Тургенева русские люди в «Записках охотника». Он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к Родине. Герой осознает, что Базаров-нигилист не нужен Рос­сии, что он лишний в этом мире, что его деятельность бесполезна: «Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нуясен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает...»

Почему же автор завершил роман смертью своего героя? Д. И. Писарев так объясняет это: «Смерть Базарова необходима для художника, чтобы дорисовать характер своего героя. Не имея возможности показать нам, как он живет и действует, Тургенев показал нам, как он умирает. Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг... Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах, а вместо этого отдал ему полную дань справедливого уважения». Последние строки хорошо отра­жают отношение Тургенева к своему герою. Тургенев не верит, что люди базаровского склада найдут путь обновления России. Но уже сама лю­бовь писателя к своему герою - «свидетельство нравственной силы и ве­ликого общественного значения Базарова и его реальных прототипов». Поэтому при всей спорности, неоднозначности, противоречивости личнос­ти Базарова мы, вслед за самим автором романа, по праву можем назвать его положительным героем своего времени.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.