Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Почему «сон Обломова» является образным и смысловым ключом к пониманию всего романа?


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Я очень люблю роман И. А. Гончарова «Обломов», причем одной из самых моих любимых глав является «Сон Обломова». Мне кажется, что это одна из самых поэтичных и нежных картин в романе. От каждого описания природы, каждого слова, сказанного жителями Обломовки, веет какой-то негой, лаской и добротой. Правда, этот сон также объясняет, почему судьба главного героя сложилась так, как она описана в романе. Если бы этой главы в романе не было, я думаю, не одно поколение терялось бы в догадках, почему Илья Ильич Обломов, «чело­век лет тридцати двух-трех от роду» целые дни проводил, лежа на диване, «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

И. А. Гончаров назвал «Сон Обломова» «увертюрой» все­го романа. «Сон Обломова» сперва появился на свет как «эпи­зод из неоконченного романа». Гончаров подчеркивал, что в этом коротком произведении им был набросан «главный мо­тив "обломовщины"».

В чем же и как выразился этот мотив? Гончаров видел, что «обломовщина» неотделима от крепостничества. Карти­ну, нарисованную Гончаровым, можно воспринять как некую аллегорию: Обломовка — очень яркое и полное олице­творение «сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни».

Как же «милые обломовцы» повлияли на жизнь здорово­го, одаренного, живого, наблюда- ельного и впечатлительного мальчика? Маленький Илюша Обломов был очень по­движным и любознательным ребенком. Ему было скучноподолгу повторять за матерью молитвы. Его живая натура требовала движения, а энергия — выхода.

Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни. Но воспитание в услови­ях крепостного строя подавляло в мальчике все хорошее, что в нем было. Ему постоянно внушали, что он барин, что у него есть «Захар и еще 300 Захаров». Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос». Такое воспитание убивало в Илюше инициативу и природную живость. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самому немедленно пресекалась: «Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Вань­ка! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!»

Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это пред­ставление у него складывалось в основном по няниным рас­сказам. Некоторые из этих рассказов (о мертвецах и о раз­ных чудовищах) приводили Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлительного мальчика, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же «у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в гото­вом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшебни­цы» и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Постепенно Илюша начинает приходить к выводу, что нуж­но жить так, как живут окружающие его люди. В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. Обломовка погасила в нем всякое стремление к знанию.

Как же живут, как проводят время хозяева Обломовки? «Сам Обломов — старик тоже не без занятий», — с иронией говорит Гончаров. Что же это за занятия? «Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.» Хозяйство же между тем постепенно приходит в упа­док. Приказчик, пользуясь беспечностью и бесхозяйственностью Обломова-старшего, присваивает значительную часть доходов. Барин при этом даже не знает, какой доход прино­сит его имение. Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов, унаследо­вавший от отца «талант хозяйничания», не знает счета день­гам и с детской наивностью думает, что староста Обломовки даст денег столько, сколько нужно.

Мать Илюши тоже занята «делом»: все свободное от сна вре­мя она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужи­нов. Это занятие было настолько важным, что совещались це­лым домом. И ничего удивительного, ведь «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Учебой Илюшу не загружали. Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия в пансио­не. Причины находились самые разные. Например, если в доме пеклись блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в класс, то задаваемые уроки учил не дальше «той строки, под которой учитель, задавая урок, про­водил ногтем черту». Родители Илюши видели в образова­нии прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды, быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них было, то и учиться, по их мнению, было незачем.

Воздействие на Илюшу обломовской среды было настоль­ко сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хвата­ло сил бороться с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но период душев­ного подъема был недолгим.

Первые столкновения с жизнью, первые трудности испу­гали Обломова. Служба требовала энергии и труда. Прослу­жив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов стал постепенно отгораживаться от мира. Он «простился с толпой друзей» и все реже и реже выходил из дома. Таким образом, становится очевидным: все, что видел Илюша в дет­стве, и сделало его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой. Я очень сочувствую Обломову, он очень мне симпатичен. Мне жаль, что у него так сложилась жизнь. Когда я прочитал роман, мне захотелось вернуть Обломова в детство, чтобы он снова стал маленьким Илюшей, но чтобы детство его прохо­дило совсем по-другому. Он мог бы тогда остаться энергич­ным и любознательным, получил бы хорошее образование, и жизнь была бы ему г* радость. Его взгляд бы не «помрачался выражением будто усталости или скуки», у него были бы интересные занятия, он бы много читал и общался с интерес­ными людьми. Но ОСломовка сделала свое дело — она самым пагубным образом повлияла на всю дальнейшую жизнь Ильи Ильича Обломова.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.