Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



"Отцы и дети" — одно из вечных произведений русской литературы. И не только потому, что новые поколения чита­телей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что в романе запечатлен вечный и неизбежный для истории момент смены поколений, столкновения идей, рост­ков нового и не всегда понятного.

И. С. Тургенев создавал свой роман "Отцы и дети" в тре­вожную эпоху подготовки и проведения крестьянской рефор­мы 1861 года.

Мир раскалывался. В воздухе пахло революцией. Каждый должен был решить, что он выбирает, с кем он: с уходящим классом дворян или с нарождающимся, но стремительным и мощным движением революционеров, их новой реалистиче­ской правдой жизни. И Тургенев выбрал — как истинный художник, он остался верен правде жизни.

На протяжении всего романа внимание читателей сосредо­точено на отношениях дворян-помещиков Николая и Павла Кирсановых и приехавшего к ним на каникулы сына бедно­го лекаря, будущего врача Евгения Базарова.

Очевидно их резкое отличие во внешнем облике, одежде, прическах, манере поведения. Ухоженный и благоухающий Павел Петрович, добрый и романтический Николай Петро­вич — они несовместимы с равнодушным к своей внешно­сти, грубоватым и бесцеремонным демократом Базаровым.

Появившаяся антипатия еще больше усиливается под вли­янием горячих непримиримых споров, затрагивающих ос­новные проблемы бытия.

В споре вскрывается их отношение к общественному строю, религии, к народу, говорится о путях переустройства мира, о роли искусства.

Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в порядке. Но Базаров считает, что мелкое обличительство ничего не дает, если прогнили его основы. "Исправьте обще­ство" — только в этом он видит пользу.

Узнав от племянника, что они с Базаровым нигилисты, не уважающие ничьи интересы, авторитеты и все отрицающие, Павел Петрович с негодованием воскликнул: "Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее плоды..." В этих словах и за­ключен главный предмет спора между "отцами" и "детьми". Но, в отличие от сидящих "сложа руки" аристократов, ниги­листы не склонны заниматься пустыми разговорами. Потому так дрогнул Павел Петрович, что поверил в их намерение "действовать, ломать".

Но Тургенев объективно показывает и слабую сторону ни­гилизма: человек, не имеющий положительной программы, весьма уязвим в своей позиции не только в споре, но и в жизни. Необходимо определенно сказать, что будет построено на развалинах старого мира.

В споре о русском народе правда, безусловно, на стороне Евгения Базарова. Павел Петрович умиляется отсталостью, патриархальностью. Базаров же, понимает, что "грубейшее суеверие душит страну", и не желает мириться с этими недо­статками. Его любовь к народу — любовь истинного шести­десятника, без сентиментальности и идеализации мужика. Базаров умеет общаться с мужиками и, если считает нужным, умеет их просвещать.

Он связывает свое направление с "народным духом", счи­тая себя выразителем интересов народа. Герои спорят о том, в ком из них мужик "скорее признает соотечественника".

В спорах сталкиваются и эстетические позиции Базарова и Кирсановых. Взгляды Кирсановых неодинаковы: Павел Петрович равнодушен к искусству, Николай Петрович любит и знает литературу и музыку. Базаров полагает, что читать Пушкина "никуда не годится", "пора бросать эту ерунду", что играть на виолончели мужчине "смешно", что порядочный химик в двенадцать раз полезнее всякого поэта.

Отношение к природе у героев романа также различное. Здесь против Базарова выступает еще и Аркадий. Это ему говорит Базаров: "И природа — пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".

Однако в душе Базарова все-таки присутствует многое из того, что он отрицает, например, его способность любить, уме­ние чувствовать красоту.

Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой раскрыла ему без­донность собственной души: страдания отвергнутого сердца не объяснить. Душа его бурлит от неиспользованных воз­можностей и неизведанных чувств, и это в полной мере рас­крывается на пороге смерти.

В истории же Павла Петровича любовь, ради которой он бросил все, зачеркнул свою карьеру, все-таки вытеснила из жизни всю "силу" человека и привела к духовной гибели этого по-своему хорошего человека.

Таким образом, в романе "Отцы и дети" Тургенев показал идейную борьбу двух поколений, борьбу отживающего свой век старого и только рождающегося нового мира, новых идей и убеждений.

Но ни в коем случае нельзя отбрасывать наследие пред­шественников. Крепкая нить должна связывать одно поко­ление с другим, только тогда возможна преемственность луч­ших традиций, возможно движение вперед.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.