В своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир «отцов» и «детей». Единственным представителем поколения «детей» является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без «принсипов» и авторитетов. «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя», - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он «сидит сложа руки», а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что «его песенка спета», он убежден в том, что «дети» не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых «этим» и «это» говорит «эфтим» и «эфто». Его речь изобилует выражениями типа «считаю своим долгом», «не соблаговолите ли вы...» и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем «отцов». Он либерал и гордится этим. «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...» Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: «пруды с худыми плотинами», деревеньки с «до половины разметанными крышами», мужички, «обтерханные, на плохих клячонках»... Подслушав слова Базарова о том, что «его песенка спета», Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал «сливки» дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...
|