Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Отцы» и «дети» в одноименном романе И. С. Тургенева


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. «Отцы» осуждают, критикуют и не понимают собственных «детей». А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные пози­ции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. Данная пробле­ма в той или иной степени затрагивалась разными писателями. В моем сочинении речь пойдет о романе Тургенева «Отцы и дети» как об одном из наиболее ярких «отголосков» актуальной и в наши дни пробле­мы «отцов и детей». Уже в самом названии писатель определил глав­ную задачу своего произведения. Евгений Базаров пытается отстоять свою жизненную позицию. Он хочет показать, что неумолимое время приводит к значительным общественным изменениям. Поэто­му идеалы, мысли и стремления, которыми жило пре­дыдущее поколение, уже безнадежно устарели.

Интересен сам образ Евгения Базарова. Молодой человек отрицает все то, что не представляется лично ему нужным и интересным. В эту категорию входят стихи, музыка, искусство. Базарова можно сколь угод­но осуждать, но нельзя не признать, что его мнение также имеет право на существование. Базаров при­знает только то, что можно непосредственно ощутить, грубо говоря, потрогать. Таким образом, Базарова можно с полным правом назвать материалистом.

Образ Базарова — это типичный образ демокра­та-разночинца. И Евгений обладает всеми качества­ми, свойственными этой группе. Безусловно, он очень трудолюбив. Причем его материалистический взгляд на окружающую действительность в совокупности с трудолюбием представляется в высшей степени по­ложительным качеством. Базаров — это реалистич­ный и практичный человек. Подобного рода качества относятся к положительным. Так что нельзя отрицать, что поколение «детей» может принести пользу об­ществу.

Часто проблема «отцов и детей» обусловлена тем, что представители поколений критикуют и осужда­ют действия и убеждения друг друга Цель критики — доказать несостоятельность и бесполезность для общества, которые якобы свойственны другому поко­лению. Таким образом, «отцы» осуждают «детей», а «дети» — в свою очередь, «отцов», и главным обви­нением является обвинение в несостоятельности.

Однако данные обвинения являются во многом несправедливыми, поскольку представители обеих сторон обладают качествами, которые способны вы­звать если не любовь и уважение, то хотя бы сочув­ствие окружающих (а также у читателя).

У главного героя романа — Евгения Базарова — удивительная сила воли, цельный характер, глубокий ум, редкое трудолюбие. Но вместе с тем в этом обра­зе немало недостатков. Причем Тургенев специально сгущает краски, показывая отрицательные стороны Базарова, а в его лице — недостатки поколения де­мократов-разночинцев шестидесятых годов.

К недостаткам поколения «детей» можно отнес­ти демонстративное безразличие к искусству, к эсте­тике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике человеческих чувств и отношений, к которым относится и любовь. В поведении подражателей Базарова много грубости и пошлости.

Сам же Базаров отрицает не только любовь, но и какие бы то ни было возвышенные переживания и эмоции человека, в том числе и сыновнюю привязан­ность к родителям. Подобная черствость не может не вызвать у автора и читателя протеста, неприятия и непонимания. И наше отношение к поколению «де­тей» было бы резко отрицательным, если бы мы не понимали, что за их показными равнодушием и циничностью скрывается легко уязвимая и на редкость чувствительная натура,

Базаров критикует многое из того, что его окру­жает. Например, он говорит, что не понимает красо­ты природы и совершенно к ней равнодушен. Одна­ко внимательный читатель не может не заметить, что Базарова интересует окружающий мир, природа, он даже способен любоваться красотой тех явлений, ко­торые для многих остаются незаметными. В числе этих «многих» — представители поколения «отцов», излишне чувствительные, погруженные в себя и на редкость эгоистичные, с точки зрения как самих «ни­гилистов», так и современного читателя.

В романе образ молодого нигилиста Базарова противопоставляется образу человека совершенно другого поколения — Павла Петровича Кирсанова. Павел Кирсанов — настоящий идеалист, он является типичным представителем либерального дворянства. Когда-то он был влюблен в таинственную женщину, княгиню Р. Эта любовь была его трагедией, она изме­нила всю жизнь, отняла все силы и ровно ничего не дала взамен. Когда Базаров узнает историю Павла Петровича, то дает ей свою жесткую характеристи­ку, «человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал спо­собен, этакой человек — не мужчина, не самец...».

Базаров отвергает романтизм и сентименталь­ность, сводит все к материалистическому пониманию жизни. Именно поэтому он и высказывает такое мне­ние о чужой судьбе. Павел Петрович буквально с самой первой встречи проникся антипатией к Базарову. Очевидно, интуитивно Павел Петрович чувствовал, что Базаров является достойным его противником. Спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым неизбе­жен, противоречия между ними обнаруживаются сразу и ярко.

Базаров спорит с Павлом Петровичем о науке, чувствах, о жизни народа, о проблемах развития об­щества в целом и страны в частности и о многом дру­гом. Базаров олицетворяет собой поколение демок­ратов, а Павел Петрович — поколение либерального дворянства.

У каждого поколения есть свои идеалы, которые они и отстаивают. Базаров во всем ищет целесообраз­ность. Он говорит, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Естественно, что такое мнение идет вразрез со склонностью к романтике и сентиментальности Павла Петровича.

Базаров не приемлет лжи и притворства, он ис­кренен, и в этом состоит еще одно его отличие от по­коления либералов, для которых притворство, позер­ство было чем-то само собой разумеющимся. Не желая понимать, что смена одного порядка другим закономерна и неизбежна, Павел Петрович с готов­ностью защищает старый порядок, против чего и воз­ражает Базаров.

Споры между Базаровым и Павлом Кирсановым ясно показывают, что согласие и понимание между этими представителями разных поколений просто невозможны. Дуэль между Базаровым и Кирсановым является еще одним доказательством невозможности мирного сосуществования. Конфликт между по­колениями приобретает глобальные масштабы.

Безусловно, старшее поколение обладает множе­ством несомненных достоинств. Но время неумоли­мо идет вперед, и последнее слово остается за «деть­ми». В романе ясно прослеживается мысль о том, что в споре между Павлом Петровичем Кирсановым и Базаровым победителем оказывается последний.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.