Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Булгакова М. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Москва М. А. Булгакова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Увы, как ни противоречит это самосознанию москвича, для великого Мастера русской литературы Михаила Булгакова Москва не была родным городом. Ведь, как известно, писатель родился в Киеве. Однако можно и, пожалуй, должно вклады­вать в это слово более широкий смысл, тем более если речь идет о Булгакове.

Неразрывная связь писателя с Москвой гораздо глубже гео­графических понятий, ибо именно здесь происходят все основ­ные события его жизни и творчества. Не случайно о своем приезде в Москву в 1921 году Булгаков так пишет в автобио­графии: «Я приехал в Москву в конце 1921 года без денег и без вещей, приехал, чтобы остаться здесь навсегда».

Работа в редакциях различных газет, во МХАТе — лишь основные вехи жизни писателя в столице. Большая часть ее также связана с проживанием в квартире № 50 в доме № 10 по Большой Садовой улице — именно сюда Булгаков поместит центр событий романа «Мастер и Маргарита». Легендарный дом 302-бис по Садовой связан с реальным домом № 10 простой формулой: три и два в сумме составляют пять, а слово «бис» имеет значение «дважды», следовательно, дважды пять и яв­ляют нам настоящий адрес дома в романе.

Связь писателя с Москвой, своеобразие понимания фено­мена этого города органически заключены в таких, например, произведениях Булгакова, как повесть «Собачье сердце» и роман «Мастер и Маргарита». Причем в художественном вос­приятии писателя Москва становится не просто городом, а го­родом людей с их традициями, радостями, ежедневными про­блемами и вечными ценностями. Создается удивительно цель­ный образ Москвы булгаковской.

Социальные противоречия нэпманской Москвы двадца­тых годов остро отмечены в повести «Собачье сердце».

Холод, грязь, резкие контрасты жизни. Москву — даже в сравнении общественных столовых и столовых-ресторанов для избранных — читатель видит глазами пса Шарика. Впервые в русской литературе писатель использовал подобную перспек­тиву в рассмотрении противоречивой жизни столицы. Траге­дия Москвы двадцатых годов передается Булгаковым с помо­щью частного примера — описания изменений в устройстве жизни Калабуховского дома, который становится центром со­бытий повести. В споре о причинах появления в доме таких явлений, как кража галош, грязь в парадном, перебои в электроснабжении, профессор Преображенский — главный герой повести — на комментарий своего помощника Борменталя, говорящего о том, что причиной всего этого является «разруха», говорит так: «Что такое разруха? Разруха — это не старуха с клюкой... Разруха... в головах».

Булгаков в «Собачьем сердце» остро переживает именно эту «разруху в головах» в обществе Москвы: «уплотнение», вплоть до фантастического вытеснения из жизни старой московской интеллигенции, доминирование, агрессивное и жес­токое, в ней шариковых и швондеров.

Неразрывную связь Булгакова с Москвой подтверждает и то, что именно здесь разворачивается действие центрального произведения всего творчества писателя — романа «Мастер и Маргарита».

Все без исключения исследователи творчества Булгакова указывают на предельную реальность московской топографии романа, его московских прототипов. При этом, как уже отме­чалось, Булгаков нередко прибегает к использованию своеоб­разных шифров, не очень, впрочем, сложных для разгадки.

Уже назывался реальный прообраз дома 302-бис, однако имеются и другие московские адреса романа «Мастер и Мар­гарита» . Например, за «Домом Грибоедова», здания правления литературной организации МАССОЛИТ, угадывается дом Гер­цена, расположенный на улице Герцена (ныне Б. Никитская). А за самим МАССОЛИТом можно увидеть РАПП или более поздний Союз писателей — такие же принципиально нетвор­ческие организации.

Роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков писал более десяти лет, является, таким образом, широкой и глубин­ной психологической картиной жизни Москвы тридца­тых годов. Это подтверждает обилие прототипов персонажей романа, что, впрочем, неудивительно на фоне автобиографич­ности фигуры самого Мастера.

Ряд исследователей отмечает, в частности, что прототипом персонажа Мстислава Лавровича явился известный в тридца­тые годы критик Всеволод Вишневский: фамилия персонажа спародирована через известные лавровишневые капли. Прото­типична и фигура Берлиоза — квазиэрудита, бюрократичес­кого руководителя творческой организации — несомненными прообразами этого героя являются председатель РАППа Авер­бах и нарком просвещения Луначарский.

Чрезвычайно глубокий смысл для понимания всей концеп­ции булгаковской Москвы имеет ее связь с Вечным городом — Иерусалимом. Причем связь эта не только временная и топо­графическая (в передвижениях героев по городу Арбат соот­ветствует Нижнему Иерусалиму), не просто перекликаются между собой отдельные детали городского пейзажа (золотые идолы и золотые купола, пятисвечия и пять кремлевских звезд, установленных в 1937 году), но между двумя городами, отделенными друг от друга девятнадцатью веками, возникает глубокая философская связь, основанная на примере самой сущности человека. Жителей обоих городов объединяет пороч­ная преданность обману, лжи, доносительству. Москва три­дцатых годов — город, живущий исключительно своим насто­ящим, отрицающий свою историческую наследственность, — у Булгакова оказывается соединенным, слитым воедино с веч­ностью, сам становится историей...

Пожалуй, наиболее емко определяют отношение писателя к противоречиям Москвы слова Воланда: «Какой интересный город, не правда ли?» — говорит он, глядя на сочетание Мос­квы новой и Москвы старой. Какое простое, но одновременно какое глубокое слово: «интересный»! Москва Булгакова — город, увлекающий своими тайнами, стимулирующий глубин­ные исследования, серьезное переосмысление, предела кото­рым нет и, очевидно, быть не может. Ибо познание истории, вечности бесконечно.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.