Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Ирония в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



После выхода в свет в 1862 году роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» вызвал большое количество критических статей. Ни один критик не принял творение Тургенева безоговорочно.

Либеральная критика не могла простить писателю того, что предста­вители русской аристократии изображены иронически, что «плебей» Ба­заров все время издевается над ними. Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию на представителей разночинного лагеря.

Но, по-моему, никакой злой пародии в романе нет. Скорее, юмора там больше, но никак не сатиры.

Отцы привыкли жить по своим представлениям и нормам, дети со­здают свои идеалы и живут в соответствии с ними. Хотя Тургенев при­надлежал к лагерю отцов, он не мог не видеть, что за нигилизмом молодежи скрывается желание заменить веру знанием, а бесполезную надежду - ак­тивными действиями. Из-за непонимания «детей» отцами рождается же­лание разобраться. Так возникает роман «Отцы и дети», в создании кото­рого Тургеневу помогают юмор и отчасти сатира.

Роман начинается со сцены приезда Аркадия и Базарова в имение Кирсановых. Юмористическое отношение автора к героям мы можем увидеть уже здесь: вспомним образ представшего перед нами дяди Ар­кадия: «...но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лако­вые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов». «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтя­ми, - руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику».Уже в самом начале романа, в описании усадьбы Кирсановых, мы можем заметить иронию Тургенева. Из описания деревни Марьино довольно ясно видно, что это самая обыкновенная провинциальная деревня. Чи­татель может представить в своем воображении лес, поля, пруды, полу­развалившиеся дома. Тем более неуместен на этом фоне помещик Па­вел Петрович Кирсанов, по нескольку раз за день меняющий одежду и с излишней тщательностью соблюдающий этикет столичной жизни. Есте­ственно, такой стиль жизни в деревне вызовет улыбку на губах читате­ля.

Такую же улыбку вызывает и Аркадий. Наблюдая за ним, особенно во время споров, мы можем представить, что Аркадий нигилистом не является, а только подражает Базарову, разговаривает развязно, сдержи­вает свои эмоции («А что дядя? здоров?» - спросил Аркадий, которому, несмотря на искреннюю детскую радость, его наполнявшую, хотелось поскорее перевести разговор с настроения взволнованного на обыден­ное»). Во время споров между Павлом Петровичем и Базаровым Арка­дий, в основном, молчит, лишь изредка вставляя в диалог кое-какие реп­лики, как можно заметить, затверженные однажды («Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов», - вмешался Аркадий»). А каких авторитетов он не признает - непонятно, по-моему, ему самому. Базаров, конечно, понимает это, и поэтому он «поморщился», услышав слова приятеля.

В романе мы можем назвать только двух персонажей, достойных сатиры: Кукшину и Ситникова. Что касается Кукшиной, то можно ска­зать, что ее существование бессмысленно. Сначала перед появлением героини автор описывает губернский город, улицы, далее домик «на мос­ковский манер», в котором живет Кукшина, затем идут такие детали, как «криво прибитая визитная карточка», «не то служанка, не то ком­паньонка в чепце», встретившая гостей. Авторское замечание насчет «прогрессивных» стремлений хозяйки звучит явно иронически. Далее автор дает описание комнаты Кукшиной, а уж затем рисует ее портрет, подчеркивая ряд несоответствий во внешнем облике героини: «На ко­жаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько ра­стрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными брасле­тами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове». Рядом с Кукшиной Тургенев поставил такого пустейшего человека, как Ситни­ков, который всюду изображается как человек невоспитанный («Сигарку сигаркой, - подхватил Ситников, который успел развалиться в креслах и задрать ногу кверху, - а дайте-ка нам позавтракать, мы голодны ужасно, да велите нам воздвигнуть бутылочку шампанского»), раболепствую­щий («Долой авторитеты!» - закричал Ситников, обрадовавшись случаю резко выразиться в присутствии человека, перед которым раболепство­вал»). Нигилистические взгляды Кукшиной так же, как и Ситникова, пред­ставляют собой пародию на истинный нигилизм. Идеалы Базарова пред­стают перед нами в извращенном варианте и помогают понять подлин­ную сущность нигилизма Базарова.

С помощью иронии Тургеневу удалось выразить собственное отноше­ние к героям (Павел Петрович, Николай Петрович), показать оборотную сторону нигилизма (Ситников, Кукшина) и убедить читателя в слабости «отцов» (сцена дуэли).

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.