Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Булгакова М. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Москва в изображении М. Булгакова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» рассказывает о нравственной ответствен­ности человека за свои поступки. Действия в нем про­исходят в разных временных пластах, но они объеди­нены одной идеей — поисками истины и борьбой за нее. Вражда, недоверие к инакомыслящим людям, за­висть царят в мире во все времена Произведение Бул­гакова «Мастер и Маргарита» можно назвать истори­ческой и психологической книгой о времени и о людях. Этот роман является уникальным человеческим доку­ментом той примечательной эпохи.

События в «Мастере и Маргарите» начинаются «однажды весной, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В столице появля­ется сатана со своей свитой. Дьявольщина в этом ро­мане играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротескного обна­жения московской действительности. Воланд проно­сится над Москвой, карая шумливость и непорядоч­ность. Его целью является обнажение негативных явлений в обществе.

Фантастический поворот событий одного мос­ковского дня позволяет писателю развернута перед

нами целую галерею персонажей весьма непригляд­ного вида, проведя аналогию с самой жизнью. Вне­запное столкновение москвичей с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, никаноров Ивановичей и латунских. Сеанс чер­ной магии, который Воланд проводит со своей сви­той в столичном варьете, в переносном и буквальном смысле раздевает большинство зрителей из зала. Фо­кусы, проделанные им, — это испытание москвичей на алчность и милосердие.

С сюжетной линией Воланла связано изображе­ние мира московского мещанства: различных дельцов, прохиндеев, воришек, завистников, взяточников и мно­гих других, то есть той породы людишек, которые су­ществовали во все времена. Сталкивая их с нечистой силой, писатель показывает, что в них нет нравствен­ной опоры. Всего на три дня Воланд со свитой появля­ется в Москве, и на это время спадает покров серой повседневности, и мир предстает перед нами в своей наготе, порой весьма и весьма непривлекательной.

Если судить о человечестве по этим людям, то ста­новится страшно. Так, например, Булгаков показыва­ет сцену с трамвайной кондукторшей: «Та, лишь толь­ко увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала: — Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позо­ву! Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила са­мая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было еще полбеды, а то, что он собирается платить». Демонстрация особенностей поведения некото­рых жителей Москвы 30-х гг. проходит через многие главы романа. Так Булгаков изобличает конферансье, человека без юмора и фантазии, который вымучива­ет шутки, но они никому не интересны и уж тем бо­лее не смешны; всех жильцов «нехорошей квартиры», из которой пропадают люди; служащих Управления зрелищ, которые были загнаны начальством в хоро­вой кружок и против воли надрывали глотки, испол­няя «Священный Байкал»; высокопоставленного чи­новника, соседа Маргариты, который даже во время полета на шабаш ведьм не расстается со своим порт­фелем.

В этом романе перед нами предстают люди, ко­торые живут в 30-е гг. в Москве, человеческая суть которых сводится к какой-то одной мелкой страсти. Так, всех литераторов МАССОЛИТа объединяет не звание писателя, а обладание заветным членским би­летом, «коричневым, пахнущим дорогой кожей с зо­лотой широкой каймой».

Сатирическое изображение мещан и демокра­тов перерастает в гротеск. В своем романе «Мастер и Маргарита» Булгаков полностью подменяет какого-нибудь героя неодушевленной вещью. Так, в одной из глав романа костюм Прохора Петровича разгова­ривал, звонил, подписывал бумаги. После посещения Воландом Москвы, из эпилога мы видим — мало что изменилось, а произошедшие перемены — мнимые. Лиходеев заведует гастрономом, Алоизий Могарыч занимает кабинет фининспектора Римского, а Варенуха все мучится из-за Алоизия.

Сама идея поместить в Москву 30-х гг. Воланда и его свиту была глубоко наваторской. Воланд появляется в Москве, чтобы испытать героев романа, пока­рать взяточников, лихоимцев и предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, а по законам зла. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации в Москве бороться со злом следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом и заключается трагический гротеск романа.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.