Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Жанровые и композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Отцы и дети» Тургенева — это социально-психологичес­кий роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя — разночинца Базарова и остальных персона­жей. В столкновениях между Базаровым и другими персона­жами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу после того, как Базаров приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности База­рова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет, рассчитанный, главным образом, на зрительское впе­чатление. Внешний облик Базарова, его манера держаться об­наруживают в нем подлинного демократа. Перед нами — чело­век «высокого роста в длинном балахоне с кистями», лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу за­остренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячи­ми бакенбардами песочного цвета... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Базаров не счи­тается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он дер­жится просто, раскованно и так, как ему удобнее. Портрет Павла Петровича говорит о его аристократизме: «Весь облик Аркадьева дяди, изящный и породистый, сохранил юношес­кую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов». Характери­зуя манеры Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием, Павел Петрович, «совер­шив предварительное европейское « snake hands »... три раза по-русски поцеловался с ним». В данном случае автор подчер­кивает англиканство Павла Петровича и вместе с тем его при­верженность дворянским взглядам.

Для характеристики своих героев Тургенев использует различные виды портрета. Так, для раскрытия образов Кукшиной и Ситникова автор прибегает к приему сатирического портрета. «Тревожное и тупое выражение, —' пишет Турге­нев о Ситникове, — сказывалось в маленьких, впрочем при­ятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеял­ся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».

Одна из самых важных коллизий романа развивается в X главе. Автор назвал диалог, содержащийся в этой главе, «схваткой» между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, Павел Петрович же ведет себя как человек вспыльчивый, не умею­щий сдерживать свои эмоции. Кульминация взаимоотноше­ний Павла Петровича и Базарова происходит в XXIV главе, во время дуэли, из которой Базаров выходит победителем. Сам автор писал, что «дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянско­го рыцарства, выставленного почти преувеличенно комичес­ки». Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, она укладывает­ся в пяти главах. Стесненность любовной интриги коллизиями отразилась и на размещении отдельных ее частей, способство­вала сближению завязки с кульминацией, а кульминации с развязкой. Кульминация любовной интриги показана в XIII главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого автор разъединяет их до конца романа. Одна­ко, несмотря на компактность любовной интриги, она сыграет важную роль для характеристики героя. Уже в том, что Турге­нев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви, есть на­мерение писателя развенчать Базарова. Герой начинает выска­зывать пессимистические мысли, теряет самоуверенность, ме­няются даже его привычки и манеры: «...лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим бес­покойством. Странная усталость замечалась во всех его движе­ниях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изме­нилась». Автор как бы ведет героя по нисходящей линии, по­степенно лишая его уверенности в себе, в необходимости своей деятельности. Герой как бы угасает, его убеждения тают. В сцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампады, которая выступает как аллегория судьбы героя. В эпилоге ро­мана автор помещает пейзаж, напоминающий, по словам Гер­цена, реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтую­щее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...» Таким обра­зом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции. С помощью пейзажа Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова, что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему поэтичную карти­ну летнего вечера. Надо отметить, что в романе «Отцы и дети» гораздо меньше описаний природы и лирических отступле­ний, чем в других произведениях Тургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, в кото­ром главную роль играют политические споры, раскрываю­щиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные пробле­мы своего времени с разных точек зрения. Диалог является и важным средством характеристики главного героя. В диало­гах с Павлом Петровичем, Аркадием, Одинцовой раскрывают­ся взгляды героя, его характер. Автор использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, на­пример: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Речь Базарова, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не менее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича Кирсанова. В речи Павла Петровича много специ­фических слов и выражений, характерных для сословно-помещичьего лексикона XIX века. Автор сам объясняет особеннос­ти его речи: «В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случа­ях, когда говорили на родном языке, употребляли одни — эфто, другие — эхто: мы, мои, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами...» Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек «старого века».

Таким образом, все художественные средства романа под­чинены его жанровому своеобразию, направлены на раскры­тие его идейного содержания.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.