Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Евгений Базаров — представитель нового времени


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Опубликованный в 1862 году роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» незамедлительнолривлек к себе внимание различных слоев русского общества благодаря описанию в нем жизни России 60-х годов XIX века. Это был период крайнего обостре­ния общественной идейной борьбы революционеров-демокра­тов против либерализма. Началась активная пропаганда рево­люционных идей, главным образом среди разночинной моло­дежи. Вспыхивали сильные студенческие волнения. Тургенев пытался разобраться во взглядах молодого поколения, пред­ставляющего новый тип передового деятеля — борца против отживающих либеральных принципов, перед которыми он, по его собственному признанию, снимал шапку, потому что чув­ствовал в нем «действительное присутствие силы, и таланта, и ума». Поэтому в своем произведении Иван Сергеевич осветил наиболее типичные черты нового поколения, появившегося в период революционной ситуации. Весь роман построен на кон­фликте двух поколений, имеющих противоположные точки зрения по различным важным вопросам общественной жизни. Об этом говорит и само название произведения. Представите­лем поколения «детей» и главным героем, резко противопо­ставленным остальным персонажам, которые группируются вокруг него, в романе является Евгений Базаров. В образе этого героя автор воплотил подлинные черты типичного шестиде­сятника. Склад его мышления, идеалы, стремления, образ жизни — все отличает этого материалиста-просветителя от «уездных аристократов», таких, как Павел Петрович и Нико­лай Петрович Кирсановы. Естественно, что расхождения во взглядах повлекут за собой острые споры и конфликтные си­туации между молодым и старым поколением. Многие крити-. ки говорят о жизненной важности и социальной значимости базаровых для развития общества. Тургенев называет его «ни­гилистом», то есть человеком, который «ко всему относится с критической точки зрения». Окончив университет, он очень сильно начинает интересоваться естественными науками: хи­мией, физикой, ботаникой, зоологией, медициной. Базаров даже «хочет держать на доктора». Увлечение этими наука­ми — типичная черта культурной жизни России шестидеся­тых годов. Именно это научило главного героя «не принимать ни одного принципа на веру», он «не склоняется ни перед какими авторитетами». Можно сказать, что Евгений База­ров — сильная личность, человек огромного ума и воли: он неотступно защищает свои взгляды и убеждения и твердо стоит на своем. Считая, что настало новое время, время науки и знаний, он постоянно подчеркивает, что Кирсановы — «ста­рички», или «старые романтики», «люди отставшие» и «их песенка спета». Базаров привык надеяться на самого себя и на свои силы. Убеждение в том, что «всякий человек сам себя воспитать должен», ставит героя на ступень выше, подтверж­дает его сильную волю. Наверное, он сумел бы даже отдать жизнь во имя своего дела. Придавая огромное значение науке, молодой «нигилист» совершенно отрицает живопись и поэзию. Искусство для него — извращение, гниль, чепуха; он считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Сначала даже может показаться, что ему чуждо такое светлое и чистое чувство, как любовь. Базаров не унижается перед любимой женщиной, в отличие от Павла Петровича Кир­санова, самого яркого представителя поколения «отцов», ко­торый является одним из главных антиподов Евгения База­рова.

Манера общения этих двух персонажей характеризует их даже полнее, чем многие поступки. Так, речь Евгения Васи­льевича отличается простотой, лаконичностью, наличием по­словиц, афоризмов, содержательных реплик. Он совсем не стремится говорить красиво, но все его краткие и вместе с тем полные глубокого смысла реплики указывают на начитанность и остроумие героя, свидетельствуют о знании им жизни. На­личие латинских терминов в речи естественника-медика гово­рит о том, что он хорошо знает свое дело. В Базарове нет барской изнеженности, которая присуща всем дворянам того времени. Павел Петрович же, напротив, подчеркивает свою принадлеж­ность к аристократическому роду. Молодого разночинца раз­дражает обилие иностранных слов, разных специфических вы­ражений в лексике Павла Кирсанова, таких, например, как «позвольте полюбопытствовать», «не угодно ли пожаловать», «приличествует», и других, которые считались признаком изысканного и светского тона.

Несмотря на то что автор слишком импонирует Евгению Базарову, изображает его человеком твердого и глубокого ума, оптимистом, гордым и целеустремленным, он также указывает и на недостатки людей нового поколения. И в конце произве­дения главный герой умирает. Сам Тургенев объяснил это так: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до поло­вины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще перед дверью будущего».

С появлением в романе Одинцовой можно заметить изме­нения, происшедшие с этим холодным, безразличным ко всему прекрасному человеком. Выясняется, что Базаров все-таки спо­собен любить сильно и глубоко, способен оценить красоту и поэзию, даже «сознает романтика в самом себе», хотя, чтобы не перечить своим убеждениям на глазах у окружающих, он в разговорах с Анной Сергеевной «еще больше прежнего вы­сказывает свое равнодушное презрение ко всему романтичес­кому». В конце концов эта сухость и безразличие исчезают. Перед смертью героя открываются лучшие свойства Базарова, которые он на протяжении романа старался скрыть от окру­жающих, — это и поэтическая любовь к Одинцовой, и неж­ность к своим родителям.

Но почему же Евгений Базаров все-таки умирает? Я со­гласна с тем, что он, как прогрессивный человек нового поко­ления, обогнал свое время и не вписался в существующий порядок. Поэтому и Тургенев, ищущий выход из сложившейся ситуации, не смог найти Базарову места в этой жизни ни как новой политической силе, ни как образованному специалисту. Я считаю, что такого финала романа следовало ожидать от автора, который сам не разделял взглядов вождей революци­онной демократии. И хотя Иван Сергеевич уже не мог рассчи тывать на либеральные реформы, революционный путь по-прежнему представлялся ему опасным и безнадежным. Писа­тель, разочаровавшись в существующем обществе, не доверял и новому прогрессивному движению, следовательно, находил­ся в тупике.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.