Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Евгений Базаров и Павел Кирсанов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в конце пятидесятых годов XIX века. В это время Россия стояла на пороге великих реформ, поэтому в обществе на­блюдался повышенный интерес к социальным проблемам в жизни страны, активизировалось либеральное направление мысли в России. Начинающаяся «эпоха освобождения» создавала новые типы людей и их взаимоотношений, часто расходившихся с уже укоренившимися в сознании консер­вативной части общества правилами и «принсипами» жиз­ни. Именно эта проблема стала одной из основных в рома­не Тургенева «Отцы и дети».

Представителями противостоящих друг другу лагерей русского общества являются в произведении Евгений База­ров и Павел Петрович Кирсанов.

Базаров — нигилист, разночинец, выражающий самую современную для того времени мысль об утилитарно-мате­риалистическом устройстве общества. «Нигилист. Это от латинского Nihil , ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... который ниче­го не признает», — так охарактеризовал Евгения Николай Петрович.

Противник Базарова, Павел Петрович, представляет «век минувший" век николаевского правления. Даже в де­ревне он носит модный галстук, лаковые полусапожки, что, казалось бы, непрактично в таком месте. Вся его жизнь соткана из различных «принсипов», которые в корне рас­ходятся с мировоззренческими взглядами Базарова.

Оба персонажа воплощают в себе две непримиримые крайности в общественной жизни XIX века. Именно по­этому Тургенев сталкивает их в романе, показывая, как разногласия во взглядах на жизнь перерастают в спор, а в споре, как известно, рождается истина, выявляется золотая середина, которую и хотел донести до читателей Тургенев.

Первая стычка происходит уже в первый день прибыва­ния Базарова в Марьино. «Аристократическую натуру Пав­ла Петровича возмущала совершенная развязность Базаро­ва. Этот лекарский сын не только не' робел, он даже отве­чал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». В душе Павла Петровича росло пре­дубеждение против Базарова. Оно не могло долго находиться в Кирсанове и в итоге вылилось в спор с Евгением. Их пер­вое столкновение было непродолжительным и поверхност­ным: разговор шел о немецкой и русской науках, и здесь Базаров произнес фразу, заключающую в себе его концеп­цию человеческой жизни («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».) Однако спор был недолог, а потому и не разрешил проблемы сторон. «У нас еще будет схватка с этим лекарем», — предчувствует Павел Петрович.

Глазное словесное сражение состоялось через две неде­ли за вечерним чаем. Именно эта сцена является одной из главных в романе, так как помогает глубже понять логику и жизненные принципы героев. Главной темой спора стали нигилизм и его влияние на жизнь общества. Здесь-то и про­является беспощадный радикализм Базарова по отношению ко всему, что не подходит под его жизненные мерки. «Спер­ва нужно место расчистить», — так говорит о своем назна­чении Евгений. Идеи материализма и полезности вещей он ставит в своей жизни на первое место. Несмотря на такую, скорее, утопическую, чем реальную мечту о преобразова­нии человечества, Тургенев отличает в Базарове практич­ность, действительное знание жизни простого народа, в от­личие от представителей аристократической России. Павел Петрович, вопреки мнению «лекарского сына», доказыва­ет, что в жизни нужно всегда руководствоваться четкими правилами и принципами, даже если они уже и отжили свое. Аристократизм, либерализм, прогресс, принцип — все эти слова Павел Петрович употребляет в споре с Базаро­вым, но при этом, по справедливому замечанию Евгения, продолжает сидеть сложа руки.

Принципиальным в споре был вопрос о русском народе. Базаров презирает мужика из-за его невежества, но ни в коей мере не желает признать своего отхода от земли, от народа; с гордостью говорит, что дед его «землю пахал». состояние имения Николая Петровича дает повод полагать, что Павел Петрович, как и его брат, был очень далек от понимания истинных потребностей народа. Между тем в конце романа Тургенев говорит, что и Базарова мужики считали гороховым шутом, не способным понять их жизнь. Таким образом писатель показывает, что мнения обоих геро­ев далеки от истинного понимания народной жизни.

По мере развития спора мы понимаем причины всеоб­щего отрицания у Евгения. В них действительно есть не­кая логика. Трагедия Базарова заключается в том, что он не смог органично соединить в своей душе «хлеб насущ­ный» и «бессознательное искусство».

Тургенев сталкивает две крайности, нигилиста и арис­тократа, чтобы показать необходимость признания золо­той середины.

К сожалению, мирным путем разрешить противоречия не удается, и писатель показывает уже открытую борьбу, схватку — дуэль. Кирсанов чувствует долю истины в утверж­дениях противника, но аристократические привычки меша­ют ему с ним согласиться.

Финал романа подчеркивает утопичность идей обоих ге­роев. Базаров умирает, признав несостоятельность и безжиз­ненность своих взглядов, а Павел Петрович уезжает в Дрез­ден, где продолжает вести аристократический образ жизни, понимая, что в России наступает совершенно другое время.

По мысли Тургенева, почти идеальны союзы Аркадия и Катеньки, Николая Петровича и Фенечки, в которых орга­нично уживаются практичность и любовь к высокому искус­ству, утилитаризм и стремление к природе, поэзии, счастью.

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев ярко и не­однозначно воплотил общественные конфликты середины XIX века. Писатель тонко и выразительно показал как сла­бые, так и сильные стороны этого явления.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.