Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Страстное, грешное, бунтующее сердце» (образ Евгения Базарова)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«...В романе, за исключением одной старушки (матери Базарова), нет ни одного живого лица и жи­вой души... А о нравственном характере и о нравствен­ных качествах героя и говорить нечего; это не чело­век, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он система­тически ненавидит и преследует всех, начиная от доб­рых родителей, которых он терпеть не может, и окан­чивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одного чувства, какого-ни­будь увлечения или страсти...».

Эти слова относятся к главному герою романа Тургнева «Отцы и дети» и принадлежат известному критику первой половины XIX в. М. Антоновичу (его статья так и называется — «Асмодей нашего време­ни»). Это сказано о «титанической личности», чест­ном, правдивом демократе «до конца ногтей»! Это сказано о герое нового времени, который пришел на смену Онегиным и Печориным, Чацким и Рудиным! Прав ли критик, отзываясь подобным образом о Базарове?

Если тургеневский Рудин — энтузиаст и романтик, мечтающий о высоких, вечных, но призрачных идеалах, то Базаров — реалист до мозга костей, он — естествоиспытатель, ничего не принимающий на веру. Автор дает читателю четкое и ясное представление о своем герое, о простоте его происхождения и натуры. «Мой дед землю пахал», — не без гордости заяв­ляет Базаров. Его отец — уездный лекарь, добрый и честный человек. Когда Базаров знакомился с отцом Аркадия Кирсанова, он протягивал ему «обнаженную красную руку», а лицо его «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Герой обладает «мужественным голосом», его белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали «крупных выпуклостей просторного черепа». Из этих штрихов вырисовывается личность человека из низ­ших сословий, умного, одаренного энергией и волей.

Следовательно, не прав был Антонович, либо не­внимательно прочитавший, либо просто не понявший роман. Правда на стороне тех критиков, которые во главу угла ставили не нигилизм Базарова, а его «стра­стное, грешное, бунтующее сердце».

Уже первое знакомство с Базаровым убеждает читателя в том, что в душе героя есть чувства, кото­рые он тщательно скрывает от окружающих. Очень «непростой» с виду, самоуверенный и резкий в вы­сказываниях и поступках, тургеневский разночинец на самом деле имеет слабости и обладает очень рани-мой душой. Тревожное и вместе с тем уязвимое сер­дце бьется в его груди.

Павел Петрович Кирсанов сразу невзлюбил «во­лосатого» за его непохожесть на окружающих и за его огромную энергию и ум. Ведь сам он постепенно превращается в мертвеца, так как ничего, кроме «ан­глийских сьютов, крахмальных воротничков» и чище­ных ногтей, его не могло заинтересовать.

В отличие от Рудина и других «пассивных», плы­вущих по течению тургеневских героев, Базаров чув­ствует, что пришло время действовать, а не говорить, «красивые речи» его раздражают: «О, друг мой Арка­дий! Об одном прошу тебя: не говори красиво!».

Базарова отличает активное отношение к жиз­ни, он стремится переделать самого себя, свое время и современное ему общество: «Исправьте общество, болезни не будет». А мысли Базарова о человеке и его воспитании оказываются актуальными на все време­на: «Всякий человек себя воспитать должен...».

Природа для Базарова — «не храм, а мастерская». Отчасти в этом есть своя правда, но уж больно резок герой в обращении с миром природы. Скорее всего, природа — и храм, и мастерская. Но для Базарова характерно одностороннее отношение — во многом критическое и осуждающее — ко многим явлениям действительности.

Например, любовь для него — лишь физическое влечение, искусство — пустое развлечение праздных и привилегированных слоев общества. Вот как цинич­но Базаров отзывается о чувствах и ухаживаниях дру­га: «Да ты, я вижу, Аркадий, понимаешь любовь, как

все новейшие молодые люди; цып, цып, цып, куроч­ка а как только курочка начинает приближаться, да­вай ноги! Я не таков». «Я только этим и горжусь. Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает».

Базарова обвиняли и обвиняют в дерзости, в бун­тарстве, в излишней категоричности сркдений. Но он живой человек, потому и имеет право на ошибки. Мно­гие высказывания нигилиста Базарова на первый взгляд циничны, грубы, полны ненависти ко всему и глубоко неверны (например, в разговоре с Кукшиной, Ситни­ковым, Аркадием и Павлом Петровичем). Кукшина мечтала стать нигилисткой и своими самоуверенными выпадами только провоцировала Базарова на дерзость.

Но герой груб далеко не всегда. Сразу заметно, как много и с охотой общается Базаров с Одинцо­вой — единственным человеком, которого герой по-настоящему уважал и ценил. В беседах с ней Базаров не позволяет себе резких суждений, ведет себя сдер­жанно и тактично. А вот в схватках с Павлом Петро­вичем герой хочет во что бы то ни стало шокировать противника: раздразнить его из-за своей неприязни к ухоженному аристократу.

Нередко стремление задеть за живое проявляет­ся и в спорах Базарова с Аркадием. «Мягонький ли­беральный барич», — так в начале романе называет герой своего лучшего друга, демонстрируя тем самым снисходительно-дружеское покровительство. Но час от часу пропасть между ними растет, и это заметно в ревности Базарова к Аркадию и трагической любви к Одинцовой, которая ломает и переворачивает жизнь Базарова. По-своему Базаров любит и родителей, о кото­рых говорит, что «таких людей днем с огнем не сыс­кать». Но все же его оценка жизни отцов, старого поколения однозначна и полна отрицания: «Кажет­ся, чего лучше — ешь, пей? Только тоска одолеет от такой жизни!».

Вероятно, внезапно вспыхнувшее чувство к Один­цовой дано герою в наказание за слишком упрощенное толкование жизненных явлений. Любовь Базарова к Одинцовой, с одной стороны, указывает на его сла­бость, но одновременно и возвышает его. Герой не в со­стоянии полностью отдаться своему чувству, но вместе с тем оно глубже и серьезнее «страстных вздохов» Пав­ла Петровича Кирсанова. Достаточно вспомнить эпи­зод, Когда Базаров просит только о том, чтобы о его смер­тельной болезни известили любимую женщину.

Умирающий Базаров прост и человечен. Теперь отпала необходимость прятать свой романтизм глу­боко внутри. Герой умирает удивительно, почти сти­хами прощаясь со своей возлюбленной: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

И в финале раскрывается еще одна прекрасная черта в герое: любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются воедино с любовью к родине, к та­инственной России, о преобразовании которой он втайне мечтал, но которая так и осталась для него неразгаданной тайной. «Нужен ли я России», — со­мневается Базаров, в последние минуты своей жизни думая о высоком и важном, возвышаясь над узкими мирскими заботами, чем становится ближе и доро­же читателю.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.