Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», написанный в 1861 году, по праву считается одним из известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать ге­роя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман «Отцы и дети» не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость прове­дения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократичес­ки настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в рус­ском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционе­ры-демократы, на другой - либералы.

Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произве­дении, Он решил обратиться к началам противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году. Как раз в это время началась вражда между заграничным либеральным «Колоко­лом» Герцена и демократичным «Современником* Чернышевского и Доб­ролюбова, или между «отцами» и «детьми».

Единственным представителем «детей» в романе является Базаров. Ар­кадий Кирсанов, считающий себя его учеником, совершенно не видит, что базаровские идеи ему чужды. Ситников и Кукшина, также убежденные в своих прогрессивных идеях, являются, по сути, злой пародией на нигилистов. Образ Базарова далеко не однозначен. Он несомненно является выда­ющейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведе­ние и речи иной раз перерастают в «безмерную гордость» и самолюбие. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе». Базаров ставит себя очень высоко. «Ситниковы нам необходимы. Мне,... мне нужны подобные олухи. Не богам же... горшки обжигать!..» Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом. Филосо­фию, религию, дворянскую культуру он называл «романтизмом, чепухой, гнилью». Отношения между мужчиной и женщиной сводятся у него к физиологии, искусство - к «искусству делать деньги или нет более гемор­роя». Он смеется над «таинственным» взглядом между мужчиной и жен­щиной, объясняя это анатомией глаза. Ему совершенно чужд мир пре­красного, он верит лишь в то, что проверено опытом.

Из подобного отношения к жизни и берет начало смелая философия Базарова, заключающаяся в тотальном отрицании любых устоев и прин­ципов, на которых базируется человеческая жизнь. Иначе говоря, жизнен­ной философией героя является нигилизм. «Нигилист - это человек, ко­торый не склоняется ни перед какими авторитетами, который не прини­мает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип», - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.

Наиболее ярко и полно взгляды Базарова отразились в спорах с Пав­лом Петровичем Кирсановым, убежденным либералом и яростным про­тивником нигилизма. В вопросе о характере преобразований в России Базаров стоит за решительную ломку сложившейся системы. Взамен он ничего не предлагает. Впрочем, об этом он и не думает. «Это уже не наше дело... сперва нужно место расчистить». По его мнению, дворянство, «аристократишки» уже сыграли свою роль, их время прошло, как и время всяких «принципов».

Искусство, религия, природа, мир прекрасного - все это чуждо Базаро­ву. «Природа - не храм, а мастерская». «Рафаэль гроша медного не сто­ит». К человеку он относится как к биологическому организму: «Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой». Он уверен, что «нравственные болезни», подобно «болезням телесным», вполне лечатся, так как вызваны «безобразным состоянием общества»: «Исправьте об­щество, и болезней не будет».

Особое отношение у героя к русскому народу. С одной стороны, он с гордостью говорит, что умеет с ним разговаривать, а его «дед землю па­хал». С другой, - выражает глубокое презрение к патриархальности и невежеству народа. Базаров так же далек от народа, как и Павел Петро­вич. Идейные позиции героя раскрываются в спорах с его оппонентом Павлом Петровичем Кирсановым в 4, 6 и 7, 9 главах; в 10 главе развер­тывается основной спор - схватка Базарова с Павлом Петровичем, из всех споров первый выходит победителем.

До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеж­дения. Только после 14 главы, где происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной и начинает развертываться любовная коллизия, в герое начинают происходить изменения. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который до недавнего време­ни отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Он пытается заглушить свое чувство, но с негодованием замечает в себе тот самый «романтизм», который сам высмеивал в других. Тургенев застав­ляет своего героя потерпеть фиаско в любви. Его чувство переросло в страсть - «сильную, тяжелую», «похожую на злобу». Вместе с тем он ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не уни­жаясь до положения отвергнутого влюбленного.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения База­рова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи & Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа уми­рает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: «Умереть так, как умер Базаров - все равно, что сделать великий подвиг».

Таким образом, Базаров показан Тургеневым как незаурядная лич­ность. Он умнее, сильнее, чем исповедуемая им теория. Его смерть не явля­ется смертью во многом нужного России человека, это смерть его убежде­ний. Базаров не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титани­ческая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.