Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Базаров — «лицо трагическое»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Отцы и дети» И. С; Тургенева — это произведение, отра­зившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, ха­рактерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако,не все персонажи произ- водят одинаковое по силе впечатление на читателя. Главный герой романа — Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. «Базаров» называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое время сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою («лицо тра­гическое»), до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному.

Первое, на что мы обращаем внимание, читая роман, — это противопоставление героя и окружающего общества. Ба­заров — нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обы­денности с совершенно непривычными для собеседников, на­пример для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием раз­рушить основы существующего мироустройства. Позиции раз­ночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие — источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь.

Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неми­нуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе.

Не стал единомышленником Евгения и «мякенький, либе­ральный барич» Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова — лучшее до­казательство того, что Аркадий — всего лишь копия отца. Он «свил гнездо», отказавшись от «горькой, терпкой, бобыльной жизни».

Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может по­служить достаточной причиной, чтобы говорить о нем как о «лице трагическом»! Но сам герой не ощущает себя несчаст­ным. «Нас не так мало, как вы полагаете», — бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил «человека, который не спасовал бы» перед ним. Ев­гений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи («место расчистить»), но и свои силы считает достаточными для того, чтобы «обломать дел много». Понимание и поддержка ему не нужны.

Трагедия Базарова в другом. Он действительно сильная, незаурядная личность. Его философские взгляды не заимство­ваны из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, дав­шую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Ба­заров отрицал существование «загадочного взгляда», любви, «принсипов», или моральных норм, человеческой души, кра­соты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заклю­чается в том, что он не смог не замечать этого. Встретив Один­цову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в вы­ражении лица Анны Сергеевны «что-то особенное», впустил в комнату «темную, мягкую ночь», наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: «Нравится тебе жен­щина... — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась».

Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная всегда, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказать­ся от сознания себя «богом», признать всю нематериальную сторону жизни.

Трагизм личности Базарова заключается в том, что, будучи нигилистом и в то же время неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию не­обходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыс­лящий сторонник любой узкой теории рано или поздно при­ходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения.

Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места под­вигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растра­чивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невос­требована, так как тот слишком рано родился.

Бессмысленная смерть стала причиной еще одной траге­дии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислуши­ваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.

У независимого Базарова не могло быть жены и детей, «гнезда», не только потому, что не было достойной его жен­щины, но еще и потому, что он «не был создан» для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном. Любовь к родителям проявляется у Евгения только перед смертью, сменяя преж­нюю снисходительность в отношении к ним. «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыс­кать...» — говорит герой о них Одинцовой. Базаров пытается утешить стариков, соглашается на религиозные обряды, в ко­торые они верят. Возможно, останься Евгений жив, он смог бы со временем создать семью, по-другому построить свои вза­имоотношения с родителями. Но времени ему отпущено не было.

Так, трагедия Базарова заключается в том, что он, вступив в полосу мучительной переоценки ценностей, не увидел новой дороги; что он растратил свои огромные силы лишь на то, чтобы достойно умереть; что он, осознав свою неприкаянность, не успел ничего изменить в собственной жизни.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.