«Отцы и дети» И. С; Тургенева — это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако,не все персонажи произ- водят одинаковое по силе впечатление на читателя. Главный герой романа — Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. «Базаров» называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое время сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою («лицо трагическое»), до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному.
Первое, на что мы обращаем внимание, читая роман, — это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров — нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие — источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь.
Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе.
Не стал единомышленником Евгения и «мякенький, либеральный барич» Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова — лучшее доказательство того, что Аркадий — всего лишь копия отца. Он «свил гнездо», отказавшись от «горькой, терпкой, бобыльной жизни».
Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы говорить о нем как о «лице трагическом»! Но сам герой не ощущает себя несчастным. «Нас не так мало, как вы полагаете», — бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил «человека, который не спасовал бы» перед ним. Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи («место расчистить»), но и свои силы считает достаточными для того, чтобы «обломать дел много». Понимание и поддержка ему не нужны.
Трагедия Базарова в другом. Он действительно сильная, незаурядная личность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование «загадочного взгляда», любви, «принсипов», или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том, что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны «что-то особенное», впустил в комнату «темную, мягкую ночь», наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: «Нравится тебе женщина... — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась».
Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная всегда, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя «богом», признать всю нематериальную сторону жизни.
Трагизм личности Базарова заключается в том, что, будучи нигилистом и в то же время неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения.
Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился.
Бессмысленная смерть стала причиной еще одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.
У независимого Базарова не могло быть жены и детей, «гнезда», не только потому, что не было достойной его женщины, но еще и потому, что он «не был создан» для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном. Любовь к родителям проявляется у Евгения только перед смертью, сменяя прежнюю снисходительность в отношении к ним. «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...» — говорит герой о них Одинцовой. Базаров пытается утешить стариков, соглашается на религиозные обряды, в которые они верят. Возможно, останься Евгений жив, он смог бы со временем создать семью, по-другому построить свои взаимоотношения с родителями. Но времени ему отпущено не было.
Так, трагедия Базарова заключается в том, что он, вступив в полосу мучительной переоценки ценностей, не увидел новой дороги; что он растратил свои огромные силы лишь на то, чтобы достойно умереть; что он, осознав свою неприкаянность, не успел ничего изменить в собственной жизни.
|