Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких усло­виях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным этапом или всей жизнью ге­роя вообще, является непосредственным отражением позиции писателя по отношению к персонажу, итогом размышлений о судьбе современников.

Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Васильевич Базаров — погибает в финале произведения. Почему именно таким обра­зом поступает автор с центральным персонажем? Почему описание гибели Базарова является столь важным для понимания смысла романа в целом? От­веты на эти и многие другие вопросы позволяет най­ти анализ эпизода произведения, в котором расска­зывается о смерти главного героя.

Базаров — сын бедного уездного лекаря, продол­жающий дело своего отца. Следуя авторской харак­теристике, мы представляем его умным, рассудитель­ным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Специфика жизненной позиции Евгения заключается в том, что он все отрицает: нравственные идеалы и ценнос­ти, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь «физи­ологией». Для нею не существует авторитетов. Он счи­тает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.

Базаров — нигилист. Но не такой, как причисля­ющие себя к нигилизму Ситников и Кукшина, для которых отрицание — всего лишь маска, позволяю­щая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятель­ность. В отличие от них, Базаров не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель — «труд на пользу общества», его главная зада­ча — «жить для великой цели обновления мира».

Можно сказать, что Базаров относился к окружа­ющим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя (вспомним хотя бы его высказывания в адрес родственников Аркадия и его самого), считает неприемлемым проявление та­ких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привя­занность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои кор­рективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Ан­ной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предста­ет перед ним уже не как «физиология», а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и «дышит» своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл. Тургенев мог бы показать, как Базаров посте­пенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто «умертвил» своего главного героя.

Смерть Базарова — досадная и глупая случай­ность. Она стала следствием маленького пореза, ко­торый он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напро­тив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской харак­теристике состояния героя мы испытываем к Ба­зарову не жалость, а уважение. И в то же время по­стоянно помним, что перед нами — обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.

Никто не может воспринимать спокойно при­ближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к это­му с полным безразличием. Он сожалеет о своей не­растраченной силе, о невыполненной задаче. «Гигант», которым всегда считал себя Базаров, ничего не может противопоставить смерти: «Да, поди, попробуй отри­цать смерть. Она тебя отрицает, и баста!». За ирони­ей героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Евгений в последние дни своей жизни становит­ся добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине души, на­верное, все же понимая, что они всегда занимали зна­чительное место в его жизни и достойны гораздо бо­лее внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он «видно, не нужен» России. Осознание этой «ненужности» приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уезд­ным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вме­сте с ним умирает и его гений, его замечательный, силь­ный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтвер­ждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная...

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.