Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Наталья Ласунская — тип «тургеневской» девушки (по роману «Рудин»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В процессе изучения русской литературы XIX в. мы познакомились со многими прекрасными жен­скими образами, каждый из которых выделяется сво­ими индивидуальными чертами, оставляет неотрази­мый след в нашей памяти. Неповторимы образы пушкинских героинь, женские образы, запечатлен­ные на страницах произведений Лермонтова, Остро­вского и других писателей.

Особое место в русской литературе занимает целая галерея женских образов, созданная И. С. Тур­геневым. «Тургеневские девушки», как часто их на­зывают критики, сочетают внешнюю хрупкость и внутреннюю силу, четкий ум и нежное сердце. Од­ной из ярких представительниц этой группы являет­ся героиня романа «Рудин» — Наталья Ласунская.

Внимательное знакомство с романом позволяет с уверенностью говорить о том, что Наталья Ласун­ская — типичная героиня тургеневской прозы: вос­питанная, скромная, нежная, не по годам умная, с бо­гатым внутренним миром, а главное — способная на большие и искренние чувства, на самопожертвование во имя любви.

Ее детальный портрет дается в пятой главе рома­на, хотя сама Наталья появляется несколько раньше. Уже при первой встрече с ней, благодаря авторской оценке, мы отмечаем в девушке такие черты, как скромность, сдержанность, аккуратность, а также некую мечтательность и задумчивость, в которую по­стоянно погружается героиня.

Первый эпизод, благодаря которому происходит знакомство читателя с Натальей, — прогулка ее с Волынцевым и m - lle Boncourt в саду Дарьи Михайлов­ны Ласунской (матери героини). Из непродолжитель­ного разговора мы узнаем, что основными занятиями Натальи, как и ее ровесниц из дворянских семей, яв­ляются прогулки, вышивка по канве, чтение: автор отмечает; что она читала не только исторические кни­ги и назидательные сочинения, но и — тайно от ма­тери и гувернантки — Пушкина. Кроме того, Ната­лья увлекалась лошадьми и, по словам автора, «училась прилежно, читала и работала охотно».

С первых строк заметна симпатия автора к На­талье. Рисуя ее портрет, он говорит, что «с первого взгляда (Наталья) могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немно­го сутуловато. Но черты лица ее были красивы и пра­вильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки». Описывая внешность Натальи, автор делает акцент на выражении ее лица, которое почти всегда отражало «внутреннюю работу мыслей»: «она чув­ствовала глубоко и сильно, но тайно; она в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и толь­ко бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало».

Дарья Михайловна, мать Натальи, считала свою дочь «добронравной, благоразумной девушкой», «на­зывала ее в шутку: моя дочь — порядочный человек, но не была слишком высокого мнения о ее умствен­ных способностях», отмечала ее холодность и скрыт­ность.

Однако сам Тургенев неоднократно отмечает, что его героиня вовсе не юная, неопытная девушка, и уж тем более не «холодная», непреступная дворяночка. Данная мысль подтверждается после встречи Ната­льи и Рудина. Как и на многих других, красноречи­вый Рудин произвел на Наталью огромное впечатле­ние, но ее чувства далеки от простого любопытства и слепого восхищения. Она увидела в Рудине человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную пользу по­ступки. Именно в этом (то есть в способности к по­лезной деятельности) она и убеждала его во время многочисленных разговоров, чем, сама того не зная, лелеяла самолюбие Рудина, возвышая его в его же соб­ственных глазах.

Странно относится к Наталье главный герой ро­мана — Рудин, и она замечает: «он обращается со мной, как с девочкой». Но Тургенев говорит устами Лежнева в его беседе с Александрой Павловной: «На­талья — не ребенок; она, поверьте, чаще и глубже раз­мышляет, чем мы с вами. И надобно же, чтобы эда­кая честная, страстная и горячая натура наткнулась на такого актера, на такую кокетку!». Последняя реп­лика целиком и полностью относится к Рудину, и мы понимаем, что для Тургенева представления о полно­ценной личности связываются отнюдь не с главным героем.

Лежнев одним из первых понял суть красивой словесной игры Рудина и понял, насколько опасна эта игра для Натальи, которая все принимает за чистую монету и, мало того, влюбляется в этого «холодного» юношу, который «прикидывается пламенным». Леж­нев нисколько не ошибался тогда, когда утверждал это: Рудин не любил и не отдавал отчета своим сло­вам, ловко играя ими, но Наталья об этом догадалась не сразу, и подобное открытие стало для нее большим ударом.

Как слабовольный и неуверенный человек повел себя герой в ситуации, которая требовала от него мгновенного и решительного поступка. Он посовето­вал Наталье покориться судьбе и воле матери тогда, когда сама Наталья ставила на кон свою жизнь, бла­гополучие и готова была на все, только бы быть с лю­бимым человеком. Как прекрасна Наталья в своем естественном порыве при последней встрече с Рудиным, и как низок и жалок сам Рудин, даже не сделав­ший попытки изменить что-либо или хотя бы дать надежду.

Даже будучи в расстроенном состоянии, Ната­лья находит в себе силы сказать Рудину замечатель­ные слова: «...я до сих пор вам верила, каждому ваше­му слову верила... Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что люблю вас, я знала, что значит это слово; я на все была готова... Теперь мне остается благода­рить вас за урок и проститься».

В нескольких строках выражена боль разочаро­вания, печаль и смирение, которые довелось пережить многим героиням произведений русской литературы (в первую очередь вспоминается пушкинская Татья­на Ларина), но тургеневским девушкам — в особен­ности.

Следует сказать, что в большинстве тургеневских произведений героини, даже если они выполняют значительную сюжетообразующую функцию, присут­ствуют только для того, чтобы «оттенить» фигуру глав­ного героя, испытать его любовью, проверить на силь­ные чувства. Так и в романе «Рудин»: Наталья важна для Тургенева не столько сама по себе, сколько как девушка, способная оказать влияние на главного героя — Дмитрия Рудина. И в этом смысле Наталья Ласунская играет очень важную роль — она прове­ряет Рудина на умение любить, помогает проявиться его сущности, раскрыться его характеру, проясняет (для себя, а потом — и для читателя) его жизненную позицию.

К сожалению, встреча Натальи и Рудина не при­носит им счастья, любовь Натальи оказывается силь­нее тех чувств, которые испытывает к ней Дмитрий, но она оказывается более волевой и цельной натурой, уверенной в себе, в своих словах, в своих действиях. Она кажется нам и автору прекрасной потому, что и оставляет неизгладимое впечатление в памяти, вызы­вая чувство уважения и сочувствия.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.