Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Тургенева И. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Герой эпохи в изображении И. С. Тургенева (по роману «Рудин»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В одном из своих наиболее значительных рома­нов — в «Рудине» — Иван Сергеевич Тургенев попы­тался «вывести» героя эпохи в лице Дмитрия Рудин представить определенный человеческий тип, совме­щающий в себе противоречия 60-х гг. XIX в.

фигура Рудина занимает центральное место в романе, на исключительную значимость этого героя указывает название произведения. Рудин — умный, интеллигентный человек. Он горячо и искренне ве­рит в Разум и Добро и хочет, чтобы окружающие раз­делили его веру в высшие ценности.

Впервые знакомя читателя с героем, Тургенев представляет его как «опытного говоруна», обладаю­щего «музыкой красноречия». В своих речах Рудин клеймит позором лень, говорит о высоком предназ­начении человека, мечтает о том, чтобы Россия была просвещенной страной. Тургенев отмечает, что его герой «не искал слов, а слова сами послушно прихо­дили к нему на уста, каждое слово лилось прямо из души, пылало жаром убеждения».

На большинство молодых людей речи Рудина производили огромное впечатление: они буквально заражали их, вызывая стремление воплощать рудин-ские идеалы в жизнь. Но были и такие, кто относился к его словам равнодушно и даже с опасением. Това­рищ Рудина Лежнев думал о том, что «слишком кра­сиво говорит Рудин, слишком обильны его речи», но в них мало полезного. Сам Лежнев, лучше других знав­ший Рудина, давно определил для себя цену слова последнего. В разговоре с Александрой Павловной Лежнев раскрывает всю правду о Рудине, выявляя роковой разлад между обилием мыслей и отсутстви­ем действий.

Уже при первом общении с Натальей сам Рудин выдает неспособность и нежелание делать что-либо полезное и целенаправленное. Он говорит ей о том, что «пора отдохнуть». В ответ на это Наталья, удивля­ясь, отвечает, выдавая свои мысли: «...вы должны тру­диться, стараться быть полезным. Кому же, как не вам...». Эти слова вдохновляют Рудина, он воодушев­ленно и красиво говорит о своем долге, таланте, но автор снова дает понять, что хотя умным речам его героя нет конца и края, они останутся лишь словами. Тургенев отмечает, что «обилие мыслей мешало Рудину выражаться определенно и точно. Образы сменялись образами...», и «все мысли Рудина казались обращенными в будущее», не имея никакого отно­шения к настоящей, реальной жизни. Тургенев постоянно подчеркивает, что Рудин говорит дельно, четко, складно, но на самом деле он совершенно бес­помощен, а его проекты рушатся один за другим.

Писателем описывается эпизод из жизни героя, когда он хотел сделать реку судоходной. Однако у него ничего не вышло, так как владельцы мельниц прова­лили его замысел. Ничего не получилось и с педагоги­ческой деятельностью, и с агрономическими преоб­разованиями в деревне. И все неудачи Рудина от того, что в самые ответственные моменты он «пасует» и уходит на задний план, боится принимать какие-то серьезные решения, активно действовать. Он теряет­ся, падает духом, а любое препятствие делает его без­вольным, неуверенным в себе, пассивным.

Особенно ярко отмеченная черта Рудина прояв­ляется в эпизоде последней встречи с Натальей Ласунской, которая со всей горячностью любящею серд­ца надеется на понимание и поддержку со стороны любимого человека, на его смелый и отчаянный шаг, на такую же ответную реакцию. Но Рудин не может по достоинству оценить ее чувства, он не в состоянии оправдать надежд, боится ответственности за чужую жизнь и советует «покориться судьбе». Своим поступ­ком герой еще раз подтверждает мысль Лежнева о том, что на самом деле Рудин «холоден, как лед» и, играя в опасную игру», «волоска не ставит на карту — а другие ставят душу». Что же касается хрупкой, во­семнадцатилетней Натальи, которую все считали еще юной, почти ребенком, и неопытной, то она оказа­лась куда сильнее и разумнее Рудина, сумела разга­дать его сущность: «Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах...».

Рудин признает это и сам: «Вы правы. Первое препятствие, и я рассыпался». Он все-таки отступает, сдается. Даже в прощальном письме-исповеди он продолжает признаваться в своей несостоятельности, полностью подчиняясь сложившимся обстоятель­ствам и не питая надежд относительно собственного будущего: «Да, природа мне много дала; но я умру, не сделав ничего достойного сил моих, не оставив за со­бою никакого благотворного следа. Все мое богатство пропадет даром...».

Примечательно, что через несколько лет Лежнев случайно встретит Рудина и отметит, как тот поста­рел, изменился, утратил былую пылкость. Жизнь глав­ного героя оказалась бесплодной — в этом убеждает­ся и он сам, и читатель. В эпилоге романа мы видим Рудина на разбитой баррикаде во время восстания. Рудин погибает, сраженный пулей. Речам и мечтам Рудина так и не дано было воп­лотиться в реальной жизни, он так и не сумел осуще­ствить свои идеи на деле. И точно так же, как турге­невский Рудин, другие представители передовой молодежи того времени, имея богатое воображение, обладая сильными и волевыми чертами, оказывались бездеятельными и несостоятельными в жизни, рас­трачивали свою энергию на красноречивые, но все-таки пустые разговоры, ограничивая себя выдуман­ными рамками, оправдывая себя существованием воображаемых трудностей и преград, которые меша­ют осуществлять задуманные планы.

Тургенев изобразил в романе типичного предста­вителя молодой дворянской интеллигенции, указывав на то, что это люди талантливые, честные, обладаю­щие незаурядными способностями. Однако, по мне­нию автора, они еще пока не в состоянии решать сложные исторические задачи, у них недостаточно силы воли и уверенности для того, чтобы оставить значительный след для возрождения России.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.