Романы «Отцы и дети» Тургенева и «Что делать?» Чернышевского были написаны почти в одно время. «Отцы и дети» в 1861 году, а «Что делать?» в 1862 году.
Эта эпоха подъема разночинского движения, период действия. 60-е годы XIX века, после поражения в Крымской войне и николаевских репрессий, были для России кризисными и, можно сказать, почти революционными. Об этих годах В. И. Ленин писал: «Оживление демократического
движения в Европе... требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России «Колокола», могучая проповедь Чернышевского, студенческие беспорядки — при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание — опасностью весьма серьезной».
Эта эпоха не могла не найти отражения в литературе того времени, поэтому и появились такие произведения, как «Отцы и дети» и «Что делать?». Образы главных героев были продиктованы самой жизнью и воплощали в себе мировоззрение разночинской интеллигенции. В этих произведениях можно найти много общего, но также и множество различного, в связи с тем что И. С. Тургенев и Н. Г. Чернышевский придерживались разных политических взглядов. Тургенев был либеральным дворянином, а Чернышевский — революционером-демократом. Но, несмотря на это, мы можем заметить, что многие высказывания Базарова сходны с мыслями героев Чернышевского. Базаров, как и Рахметов, проповедует принцип полезности. Базаров говорит: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», а Чернышевский утверждал: «Только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное добро». Теперь попытаемся установить, что объединяет Чернышевского и Тургенева. Прежде всего, главные герои романов «Отцы и дети» и «Что делать?» — это «новые люди», которые резко отличаются от персонажей, ранее известных в литературе. Люди, которые живут на средства, заработанные своим трудом: «...из этой школы труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым»; Лопухов и Кирсанов «...привыкли пробивать себе дорогу своей грудью, не имея никакой поддержки».
Базарова с героями Чернышевского объединяет и то, что все они знают жизнь, действительные отношения людей. Так же как «новые люди», Базаров признает влияние общества на судьбу человека: «Исправьте общество, и болезни не будет».
Базаров и герои Чернышевского были людьми просвещенными, образованными. 60-е годы в России характеризовались подъемом естественных наук, и не случайно то, что главные герои обоих романов — врачи. Их взгляды сходны со взглядами русских естествоиспытателей Сеченова, Байкина и др. Политические взгляды Базарова в чем-то схожи с политическими взглядами «новых людей». Они отрицают старые принципы либеральных дворян, критикуют их аристократизм и барство.
Но Базаров стремится только «расчистить место» для новой жизни. Он не ставит перед собой вопроса: какова же будет эта новая жизнь и что нужно делать для ее достижения? «Новые люди» же, напротив, объединены общим стремлением сделать так, чтобы народ был свободен и счастлив. Базаров, как и «новые люди», считал себя «частицей» народа. Он с гордостью подчеркивал свою связь с народом: «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Но Базаров не верил в силы народа. В отличие от него, «новые люди» верят в силы народа и считают, что его «надо только разбудить, вдохновить, вооружить значением великой цели». И мы видим, что это не только красивые слова. «Новые люди» делают все возможное, чтобы просветить, духовно обогатить, помочь найти работу, облегчить жизнь народа. Базаров не верит в свою нужность: «Я нужен России... Нет, видимо, не нужен. Да и кто нужен?» «Новые люди» никогда не высказали бы подобных пессимистических мыслей. Они верили в свою нужность народу и в то, что их идеи обязательно воплотятся в будущей жизни. Также разлие и в том, что Базаров нигилист и отрицает все: искусство, вечность природы, любовь. А «новые люди» — это люди высоких идеалов, стремлений, они не только прагматики, но и романтики. И в заключение можно сказать о главном, на мой взгляд, отличии героев Чернышевского от Базарова. Базаров был одинок в своих мыслях, стремлениях, хотя ему многие и пытались подражать, а «новые люди» были уже не «разочарованными одиночками». Они поддерживали друг друга, были как бы небольшим коллективом единомышленников. «Новые люди» сочетают личную пользу с общественным интересом, и это позволяет создать в их среде чистую, светлую нравственную атмосферу, в которой свободнее дышать и легче жить».
|