Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его творчества. Он показывает всего человека так, что перед нами выступают не остовы и схемы, которыми зачастую грешит типичность, а те неповто­римые, единственные, интимные движения определенной души, которые представляют собою и самое дорогое, и самое несомненное в каждом из нас. И главнее, и поразительнее всего то, что именно из этих индивиду­альных деталей, из этих человеческих подробностей, из этой россыпи лич­ного вырастает мировая целостность, такое неслыханное обобщение, кото­рое связывает в единое целое не только людей, но и все живое вообще. Понятия «жизни и смерти» являются ключевыми для понимания и фи­лософской концепции писателя, и психологии героев, и исторической судьбы страны. Ведь уже в заглавии романа «Война и мир» звучат эти два поня­тия, противопоставленные и дополняющие друг друга одновременно. Тему жизни и смерти можно рассматривать в романе с разных точек зрения: это и военные события, несущие разрушение, ужас, кровь невинных; это и бессмысленно прожитая жизнь, подобная смерти; это и смерть ради жиз­ни. Отношение к жизни и смерти героев является одним из критериев нравственной оценки персонажей романа.

Прежде чем говорить о жизни и смерти героев, нужно заметить, что смерть действует на них по-разному. Одни умирают тихо, почти бесследно проходит их жизнь. Так изображена смерть старого графа Безухова и Элен. Другие персонажи близки автору и любимы им, поэтому расстава­ние с ними очень болезненно. Таково описание смерти князя Андрея и Лизы Болконской.

Автор делит героев на две группы: развивающихся духовно и замер­ших в своем развитии. Героев «живых» сразу можно отличить от «мерт­вых». Первые (Пьер, Андрей, Николай) меняют свои убеждения, ищут, страдают, а вторые неподвижны и всегда одинаковы. Создается впечатле­ние, что они не способны мыслить и чувствовать вообще. Эти герои спо­собны менять лишь ярлыки-маски. Так князь Василий Курагин сменил маску «государственного человека» на маску «убитого горем отца» (пос­ле смерти дочери, к которой он не испытывал почти никаких отцовских чувств); Жюли Карагина сменила маску «утонувшей в пучине меланхо­лии» на маску «счастливой невесты». На протяжения всего романа автор ни разу не заглянул в душу к такому герою. Не проявляя никакого интереса к таким душам, он показал, что там все статично, там царит мрак. Такие герои не способны к любви, к проявлениям человеческих чувств. Вот пример. В семье Курагиных умирает дочь Элен, а отец ни на час не прекращает интриговать при дворе, используя свое положение «уби­того горем отца». Как не вспомнить хладнокровное, продуманное поведе­ние Друбецкой в доме умирающего графа Безухова! Эти люди руковод­ствуются лишь эгоизмом и корыстью. Они нравственно бесплодны.

Есть в романе герои «живые». К ним относятся князь Андрей, княж­на Марья, Пьер, Николушка, Наташа, Платон Каратаев и другие.

Смерть физическая ничего не добавляет к смерти «мертвых» героев. Они тонут в забвении. Элен очень быстро забыли в Петербурге. На «жи­вых» героев смерть физическая действует иначе. Они умирают, но после них остается след. Так, князь Андрей оставил после себя сына и добрую память у всех близких. Так, княжна Марья заботится о том, чтобы все ее действия и поступки находились в согласии с волей умершего. Воспиты­вая Николушку, она все время спрашивает себя, одобрил бы ее действия брат или нет. Николушка мечтает стать таким же, как отец.

Жизнь «живых» не бесполезна.

Есть у Толстого в романе самая загадочная и непонятная смерть -пробуждение от жизни. Эта смерть подобна уходу человека в монастырь. Человек отрешается от всего земного. Такое случилось с князем Андре­ем. Во сне Андрею кажется, что в комнату врывается пустота и порывом ветра задувается свеча. Описывая мысли умирающего героя, Толстой по­казывает невозможность для окружающих понять то, что открылось кня­зю Андрею. Такая смерть недоступна «мертвым» героям, они не способны к пробуждению от собственной мелочной жизни.

Наряду с символом смерти - порывом ветра, задувающим свечу, появ­ляется и символ жизни — пламя. Это пламя горит по-разному в каждом герое. Наверное, наиболее ярко горит это пламя в душе Наташи Росто­вой. Это не ровное горение в княжне Марье, это не огонь Пьера- то яркий, вдохновенный, то слабый, теряющийся в темноте. Жизнь Ната­ши - яркое сочное пламя жизни. (Недаром критик и писатель В. В. Вере­саев назвал это главное свойство Наташи «живой жизнью»). Поет Ната­ша или в туфлях на босу ногу совершает свои ночные визиты к матери, или она танцует русскую, и от нее, этой «графинечки», «где, как, когда всосавшей в себя этот дух», исходит светлый ток жизнерадостности; и в «бархатной» темноте ночи так много делается, такая радостная работа идет в ее восприимчивой и творческой душе, жадной к бытию, и так все это овеяно счастьем, что, казалось бы, мир склоняется над миром и нет ничего другого, кроме этой отрады, кроме этой девушки, которая горит своим человеческим огнем, дышит всей своей молодой грудью. Наташа проходит путь от маленькой девочки до матери, посвятившей себя детям. Особо Толстой подчеркивает плодовитость Наташи. А жизнь всегда пло­довита.

Писатель видит коренное отличие жизни «мертвых» от жизни «жи­вых» героев. «Мертвые» стали мертвыми, так как не было с ними рядом «живых». А жизнь «живая» преемственна. Так Пьер считает жизнь Пла­тона Каратаева идеальной и стремится подражать ему. Николушка идеа­лизирует «дядю Пьера» и желает стать таким же, как он. Налицо преем­ственность жизни.

Итак, смерть в романе «Война и мир» показана Толстым в трех ас­пектах. Есть изображение физической смерти, смерти нравственной и смерти как пробуждения от жизни. Смерть незрима и непонятна, но окончатель­на и бесповоротна.

Жизнь у писателя также делится на физическую и нравственную. Именно нравственной жизнью живут все положительные герои романа.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.