Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Художественное новаторство в изображении человека (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свою шестилетнюю работу над историческим романом-эпопеей «Война и мир». Хотя писа­тель считал именно мирную жизнь настоящей жизнью человека, в центре внимания автора - повествование об Отечественной войне. В романе мас­терски используются различные нововведения. Это первый исторический роман-эпопея, в котором упомянуто более пятисот героев. Их можно раз­делить на любимых и нелюбимых автором (положительных и отрица­тельных). Толстой считал, что самым главным качеством человека яв­ляется способность к самосовершенствованию и духовному поиску. Поло­жительные герои постоянно самосовершенствуются и меняются, а отрицательные герои стоят на месте в своем духовном развитии. Тол­стой мастерски рисует портреты своих нелюбимых героев. Они красивы, но красивы застывшей красотой. Они хороши, но бездушны. Автор выде­ляет в этих людях такие детали, которые в конце концов вызывают раз­дражение читателя: беломраморные плечи Элен, самодовольное лицо князя Василия. Любимые герои автора могут быть некрасивы, но они духовно прекрасны. Все эти качества особенно ярко проявляются в военных сце­нах. Для любимых героев война явилась испытанием, проверкой их нрав­ственных качеств. Они честны по отношению к себе и в своих неудачах винят себя.

Страница за страницей раскрываются характеры героев и их разнооб­разие. С самого начала мы видим двух героев, любимых Толстым. Это, конечно же, Андрей Болконский и Пьер Безухов. Два этих образа воплоща­ют идеальные представления автора о человеке. Они не теряют своей ярко­сти и остаются образами реальных, живых людей, переживающих взлеты и падения, ошибки и раскаяние. Интеллектуальная и духовная высота кня­зя Андрея и Пьера особенно видна на фоне других героев романа.

С самого начала романа мы видим, что князь Андрей жаждет славы. Тщеславное желание заставляло его совершать ошибки. Именно это же­лание привело его на войну. При первых же звуках боя князь Андрей думает о том, как будет выглядеть его Тулон, который должен был проло­жить путь к славе. Думал ли князь Андрей о славе, когда схватил знамя и побежал вперед?!..

Но, когда он упал, раненный, на Аустерлицком поле и увидел высокое небо с плывущими по нему серыми облаками, он понял, ясно осознал всю ничтожность своих притязаний. «Как тихо, спокойно, торжественно...»

Толстой представляет нам внутреннее состояние героя в этот пере­ломный момент его жизни. Мы видим, что князь Андрей добивается ду­ховного самоутверждения. Стремясь к материальному благополучию, он не почувствовал бы столь разительной перемены внутри себя, не увидел бы бесконечное небо, ставшее для него символом тишины и успокоения, символом вечной истины — жизни.

Мечтам князя Андрея о славе не суждено было сбыться. Находясь в состоянии полнейшего безразличия, он пытался убедить себя, что жизнь для него уже кончилась. Но Пьер, с его сердечной верой в добро, открыл для друга новую эпоху, с которой началась его новая жизнь во внутрен­нем мире.

По пути в рязанские имения своего сына князь Андрей увидел огром­ный старый дуб с обломанными ветками и болячками, покрытыми ветхой, потрескавшейся корой, который, казалось, не хотел видеть ни весны, ни солнца. И тогда Болконский окончательно решил, что жизнь для него закончена.

В начале июня, когда князь Андрей возвращался домой, он въехал в ту же рощу и не узнал тот старый дуб. Это было преображенное дерево. Не было уже обломанных веток, болячек, горя и недоверия. Молодые листья пробились сквозь кору. И тогда князь Андрей вспомнил лучшие минуты своей жизни. Светлые чувства проснулись в нем, он захотел, чтобы все узнали и поняли это. Жизнь не кончена в тридцать один год. Здесь мы видим, как Толстой мастерски сравнивает «диалектику души» князя Анд­рея с преображением дуба. Этот прием Толстого позволяет нам образно представить весь внутренний процесс, протекающий в душе героя.

Перед смертью князь Андрей размышляет о счастье и о любви. Толь­ко перед смертью Болконский приходит к мысли: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». Лишь в страдании и через страдание он приходит к пониманию настоящей, вечной любви.

Другой любимый герой Льва Толстого — Петр Кириллович Безухое. В начальном восприятии Пьера практически любой человек, с которым он сталкивался, добр, поэтому его так легко обмануть. За наивностью и про­стотой Пьера стоят не детская несмышленость, не примитивность, а сер­дечная вера в добро. Он многое видит и многое понимает, но толкует увиденное по-своему, доброжелательно и бескорыстно. Пьер всегда искре­нен и естествен. Горькие разочарования в жизни, крушение иллюзий, по­стигающие его и порождающие жестокие приступы тоски, в конце концов рассеиваются благодаря постоянному поиску правды и добра.

Пьер не представлял себе, что женитьба на Элен обернется столь не­приятными последствиями. Но каждый поступок героя учит его чему-то. Так, после дуэли с Долоховым Пьер начинает ясно понимать, что он не любит и никогда по-настоящему не любил Элен. Но Пьер, несмотря на кажущуюся слабость характера, никогда не искал поверенного для своего горя. Он пытался сам понять свои ошибки и исправить их.

В надежде помочь людям Пьер стал членом масонской ложи. Он желал исправить себя и заблуждающийся род человеческий.

Развитию духовного мира героя способствует во многом встреча с Платоном Каратаевым. Сам Пьер не может, как Каратаев, чувствовать себя лишь каплей океана народного бытия. Но ощущение чего-то «непо­стижимого, круглого, вечного», уничтожающего страх смерти, закрепляет­ся в его сознании навсегда.

Настоящий человек для Толстого - это человек, который может жить в гармонии со всем миром, как Платон Каратаев. Для автора также важно отношение людей к семье, любви, природе и искусству. Все нелюби­мые герои показаны в отрыве от всего этого. Ярким примером может служить семья Курагиных. В этой семье нельзя увидеть какой-либо «по­эзии», все ее члены связаны только кровным родством, но не духовным. Положительные герои являются органичной частью окружающего.их мира. Все изменения природы влияют на них, находят отклик в их ду­шах. И всем любимым героям когда-нибудь откроется «вечное небо», как Андрею Болконскому, которое повлияет на их взгляды.

Характеры героев также раскрываются в их отношении к искусству. 426

Вспомним роль музыки в доме Ростовых. Когда Николай Ростов, проиг­рав в карты крупную сумму денег Долохову, приехал домой и услышал удивительное пение сестры, он понял, что это главное, остальное все из­менчиво и ложно.

Толстой великолепно показал разные пути достижения героями сво­их истин. Они все шли разными дорогами, но пришли к одному. Их всех объединяет одна общая черта — правдоискательство. Только ощущая себя причастным к общей жизни, человек может выполнять свои личные зада­чи и жить в гармонии с самим собой и со всем миром.

Толстой широко использовал художественное новаторство в изобра­жении человека в романе «Война и мир». Читая роман и глядя на «ду­ховный рост» героев, сам невольно находишься в поиске тишины, спо­койствия и правды.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.