В произведении Толстого «Война и мир» действует более 600 героев. В основном это люди трех национальностей: русские, французы, немцы. В романе Толстой показывает общие типологические черты, присущие каждой национальности. Попробуем вкратце определить, что же это за черты.
Начнем с немцев. Главная черта, которая отличает их, — это правильность, четкость во всем; немцы всегда руководствуются разумом, чувство для них стоит на втором месте.
Совсем другие французы. Одна из характерных черт — это любовь к красивым и пышным фразам. Для Толстого французское значит неестественное. Не случайно все пышные, наигранные фразы произносятся по-французски. Поэтому Толстой и включил в текст такое множество французских изречений и заставил некоторых своих героев часто говорить на этом языке. Дело в том, что в начале XIX века французский язык стал языком, на котором говорил весь высший свет. Но одно дело — салонная речь, которая была уместна в светских беседах, а другое дело — интимный разговор героев по-французски, это кажется уже неестественным.
Достаточно вспомнить сцену объяснения Пьера в любви Элен. Не случайно фраза «Я вас люблю» произносится по-французски, мне кажется, что Толстой хочет еще раз подчеркнуть, как лживо и неестественно может быть даже такое чувство, как любовь. И во втором томе, во время объяснения Пьера и Элен после дуэли, Толстой еще раз подчеркивает грубость и фальшивость развращенной Элен.
«— Вы верите всему, что вам скажут. Вам сказали... — Элен засмеялась, — что Долохов мой любовник, — сказал она по-французски, с своею грубою точностью речи, выговаривая слово «любовник», как и всякое другое слово».
Но центральное место в романе занимает, конечно, русский характер во всем его многообразии.
Русское начало Толстой анализирует во всех сферах жизни: семейной, народной, социальной и духовной.
Для раскрытия русского национального характера Толстой использует приемы психологического анализа. Русский характер проявляется у героев в соприкосновении с природой, с музыкой, с народом, в звездные минуты.
Посмотрим, какой же русский национальный характер проявляется в такой сфере жизни, как семья. Мы, безусловно, можем сказать, что русские черты более полно воплощаются в семье Ростовых. Ростовы — это самая русская семья, с русскими традициями. «Редко кто умел так, на широкую руку, хлебосольно устроить пир». Они чувствуют и понимают все русское, потому что чувства играют главную роль в этой семье.
Ярче всего это проявляется у Наташи. Из всего семейства она более всех наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц». В Наташе изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты Наташа с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который «пел так, как поет народ», а затем, неожиданно для всех, она начинает танцевать, и «страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею». Все были поражены ее умением понять все то, что было во всяком русском человеке. «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые раз de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка».
Настал 1812 год. И в это страшное и тяжелое время для России Наташа не остается в стороне. Она понимает, что ничем не может помочь России, но и оставаться безучастной не в ее силах. Перед взятием Москвы французами люди срочно эвакуируются из города. В Москве много раненых, нужны подводы. И когда Наташа узнает об этом, она ни минуты не колеблется. Она не может понять, как можно вывозить какие-то вещи, когда погибают русские люди.
Если Наташе до конца свойственны черты русского характера, то в князе Андрее русское начало перебивается наполеоновской идеей, в некоторые моменты она даже губит его. И тем не менее русское начало, которое в нем заложено, помогает Андрею в кризисные моменты его жизни. Оно помогает ему понять всю лживость и лицемерность Наполеона, его кумира. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему».
Русский национальный характер Толстой раскрывает у героя и в столкновении его с природой. Только человек с русской душой, по Толстому, способен понять и почувствовать поэтичность природы. Можно вспомнить хрестоматийный эпизод. Ночь в Отрадном: Наташа не может понять Соню, которая говорит, что нужно спать, ее переполняют чувства. «Ну как можно спать! Да ты смотри, что за прелесть! [...] Ведь эдакой прелестной ночи никогда не было».
Толстой еще раз подчеркивает, что только такой человек, как Наташа, то есть человек, у которого на первом месте стоят чувства, а не разум, может понять и почувствовать всю красоту и гармонию русской природы.
Немаловажное место для раскрытия истинно русского характера играет русский народ. Толстой резко разграничивает такие два понятия, как истинный и ложный патриотизм. Истинный патриотизм присущ только людям, в которых живет русское начало.
Если сравнить русский патриотизм с немецким, то можно заметить, что русский патриотизм строится одинаково как на любви к людям, так и на ненависти к врагам, а немецкий только на ненависти к врагам, у них нет никакой любви к людям, везде виден расчет. Достаточно вспомнить эпизод на мосту, когда К. Б. Шуберт сообщает о том, сколько раненых и убитых было после сражения, в его голосе слышится какая-то удовлетворенность, и Николай Ростов, присутствующий при этом, принять такой разговор никак не может, так как за этими голыми цифрами стоят люди.
Истинный патриотизм русского народа проявляется в минуты действительной опасности для Родины, то есть только тогда, когда «потревожен рой». Когда же война идет на чужой территории, русский народ не вступает в борьбу, а солдаты только выполняют свой воинский долг.
Если в кампании 1805—1807 гг. русскую армию возглавляли иностранцы, то, когда война перешла на территорию России, все поняли, что во главе армии должен быть обязательно русский человек, который сможет понять и осуществить волю народа, сможет овладеть народными массами.
Нет, нельзя говорить, что такие генералы, как Барклай де Толли или Бенигсен, были плохими генералами, напротив, это были очень талантливые полководцы, но по национальности своей они не были русскими, и поэтому народ не чувствовал к ним доверия, они не могли до конца понять русский народ. И таким человеком, чувствующим волю народа, явился Кутузов.
Толстой также различает скрытый патриотизм и патриотизм напоказ. Показной патриотизм — это лживость, неестественность. Эта идея скорее всего приходит к Толстому из Евангелия, из «Нагорной проповеди». «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему. И Отец твой, видящий тайны, воздаст тебе явно».
В романе Толстой показывает нам два начала в русском характере: воинствующее и мирное. Воинствующее начало Толстой обнаруживает в Тихоне Щербатом. В нем подчеркнута дисгармония, но Толстой не осуждает это начало, напротив, он говорит, что Тихон был «самым полезным и храбрым человеком в отряде»: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов». Воинствующее начало неизбежно должно явиться во время народной войны. Это — проявление воли народа.
Совсем другой человек — Платон Каратаев. В его образе Толстой изобразил мирное, доброе, душевное начало. Самое главное — это прикрепление Платона к земле. В нем отсутствует открытый протест, его пассивность можно объяснить его внутренней верой в то, что все равно в конце концов побеждают добрые и справедливые силы и, самое главное, нужно надеяться и верить.
Толстой не идеализирует два этих начала. Он считает, что в человеке есть обязательно как воинствующее, так и мирное начало. А изображая Тихона и Платона, Толстой изображает две крайности.
Итак, подводя итоги, можно сделать вывод, что способность героя приблизиться к народу и чувствовать русское начало — один из принципов психологического анализа Толстого.
|