Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Роль эпилога в романах Л. Н. Толстого «Война и мир» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Эпилог - заключительная часть произведения, в которой окончатель­но проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа.

В произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, эпилог логически завершает сюжет про­изведения, во-вторых, эпилог содержит авторскую философскую и жизнен­ную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей. Рассмотрим, как достигают этих целей авторы романов «Война и мир» и «Преступление и наказание».

В романе Толстого две самостоятельные части эпилога соответствуют двум вышеназванным целям. Философская позиция Толстого настолько отдалена от сюжета произведения, что могла бы существовать самостоя­тельно, в качестве философского трактата. Сюжетная развязка (первая часть эпилога) занимает существенно меньшую часть эпилога.

Прямо противоположным образом строит свой эпилог в «Преступле­нии и наказании» Достоевский: фактическое описание жизни героев тесно, буквально неотделимо связано с его философской концепцией. Так, напри­мер, реальное описание сна Раскольникова на каторге о трихинах (страш­ных вирусах гордыни и честолюбия), погубивших все человечество, одно­временно является показом гуманистических убеждений Достоевского; рас­каяние Раскольникова в его преступлении, в неверии в Бога отражает стремление к Богу самого Достоевского; установившиеся отношения Сони и Родиона провозглашают идеал человеколюбия Достоевского.

Нельзя сказать, что первая часть эпилога «Войны и мира» не содер­жит авторской позиции. Напротив, первая часть эпилога так же богата выражением авторской позиции, как и весь роман Толстого. Но, в отли­чие от второй части и в отличие от эпилога Достоевского, первая часть содержит лишь описание фактов, подчеркивающих позицию Толстого, при­чем в описание этих фактов автором искусно вставлены многочисленные свои наводящие мысли. Так, Толстой показывает нам своих героев уже после событий войны 1812 года (действие эпилога происходит в 1821 году). Пьер стал прекрасным мужем, семьянином, настоящим человеком, приятным и даже необходимым в общении. Тот первый жизненный цикл, который наметил для своего героя Толстой, пройден с честью. Что ждет героя дальше? Тихая уютная семейная жизнь? Занятия поместьем? Нет. На эти вопросы автор дает совсем другой ответ: Пьера ждут новые испы­тания. Испытания, связанные с участием Пьера в политическом кружке. (Как мы понимаем, Пьер станет декабристом, примет участие в восстании на Сенатской площади.) Так Толстой доказывает нам, «что люди, как реки», все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стрем­ление к гармонии, к истине делает их «вполне хорошими». Удивляет нас в эпилоге образ Наташи, ставшей сильной, мудрой, плодовитой. Она со­всем не походит на ту девочку, грациозную, жизнерадостную, какой мы видим ее в начале романа. Смысл жизни Наташи — в материнстве. А именно так представляет судьбу и предназначение женщины сам Тол­стой. Николай Ростов - вполне добропорядочный средний человек, при­выкший подчиняться и не сомневаться. Марья Болконская (теперь уже Ростова) находит свое счастье в семье. Младший Болконский, Николенька, только начинает жить, и мы надеемся, что он гак же достойно пройдет свой жизненный путь, как и его отец.

Таким образом, рассказывая о судьбах героев в первой части эпилога. Толстой достигает того, что любому внимательному читателю приходят на ум те самые выводы, которые и желает получить от него автор, несмот­ря на то что сам автор эти выводы не формулирует.

Как в «Войне и мире», так и в «Преступлении и наказании» практи­чески все выражение философской концепции авторов сосредоточено в эпилоге. Рассматривая концепции Достоевского и Толстого, нетрудно за­метить, что их с трудом удается сопоставить либо противопоставить. И неудивительно: авторы рассматривают и разрешают разные философские вопросы.

Достоевского интересуют проблемы добра и зла, сущности человека, падения и возрождения души человека. Его позиция - гуманизм, любовь к человеку, кто бы он ни был. Поэтому он дает возможность своему грешному герою, Родиону Раскольникову, прозреть и ужаснуться содеян­ному, поверить в любовь и возрождение своей души. Поэтому роман за­канчивается фразой: «Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью...»

Толстой же, в отличие от Достоевского, задается более глобальной проблемой: «Что движет миром, его историей?» И дает на него ответ: «Законы необходимости». Его позиция - фатализм.

Несмотря на разницу в подходах писателей, есть философские вопро­сы, на которые они оба дают ответы. Одним из таких вопросов является вопрос о роли человека в окружающем его мире.

Как «Преступление и наказание», так и все другие произведения Дос­тоевского посвящены изучению сущности человека, и уже в этом прояв­ляется то, что Достоевский отводит человеку ключевую роль в мирозда­нии. Примеры из «Преступления и наказания» — тому подтверждения. «Это человек-то вошь!?»- восклицает Соня, которая в данном вопросе выражает авторскую позицию. Все положительные герои «Преступления и наказания» стоят на позициях человеколюбия, и лишь после принятия этой позиции способен возродиться Раскольников.

Совсем другую роль отводит человеку Толстой: по его мнению, чело­век — лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки — осознать правила игры и следовать им (и в таком случае ока­заться в числе победителей-праведников), в противном случае пешка бу­дет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно. Гигантская ил­люстрация такой позиции - картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им (Кутузов).

Очень интересны предпосылки, которые приводят великих писателей к мысли о равенстве всех людей: Достоевский ценит каждого человека столь высоко, что ничто не может превзойти этого человека в глазах писателя (поэтому все люди индивидуальны, все люди равны как боже­ские творения). Толстой же утверждает, что каждый человек (даже Напо­леон) беспомощен перед судьбой, и поэтому все люди равны.

В эпилогах окончательно проясняется взгляд писателей на Бога. До­стоевский никак не упоминает Бога в связи с фактическими происше­ствиями, не утверждает его влияния на судьбы людей. Однако все поло­жительные герои «Преступления и наказания» набожны (включая ис­правившегося Раскольникова). И притча о.воскрешении Лазаря проходит лейтмотивом через весь роман. Достоевский ценит христианскую религию за ее человеколюбивые заповеди, которые совпадают с его философскими убеждениями.

Отношение Толстого к Богу куда более сложно. Это - отрицание Бога общепринятого, с одной стороны, и в то же время - одобрение веры в Бога как в высшее провидение (оно же - законы необходимости). Примером одобрения такой веры служит образ Пьера Безухова, после долгих скита­ний и испытаний пришедшего к Богу.

Как видно из вышесказанного, в эпилогах обоих произведений авто­рами разрешаются многие важнейшие философские вопросы, которые было бы проблематично разрешить по ходу произведения.

Безусловно, в эпилоге «Войны и мира» представлена более широкая философская позиция, чем в эпилоге «Преступления и наказания». От­личие эпилога Толстого и в том, что для подтверждения своей позиции во второй части эпилога он не использует сюжетного материла своего произ­ведения, а пользуется вновь придуманными аргументами. Особо следует отметить необыкновенное новаторство Толстого, превратившего эпилог из небольшого придатка или просто последней главы в самостоятельное про­изведение, роль которого сравнима с ролью основной части «Войны и мира».

Таким образом, мы видим, что в обоих произведениях эпилоги играют огромную роль, завершая сюжетную линию и показывая философскую концепцию авторов. Кроме того, в «Войне и мире» вторая часть эпилога служит доказательством философской концепции Толстого, и ее значение сравнимо со значением основной части романа.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.