Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Роль портретной характеристики в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» стал ценным вкладом в сокровищницу мировой классической литературы. Это произведение име­ет большой объем, его отличает протяженность во времени (с 1805 по 1821 годы), в центр внимания читателей автор ставит исторические фак­ты (война 1805-1807 годов, Отечественная война 1812 года), героями являются реальные исторические личности.

Меня же больше привлекают в романе вымышленные персонажи, глав­ные и второстепенные, положительные и отрицательные. Причем каж­дый персонаж довольно реалистичен.

Рисуя отдельные образы, Толстой выделяет какую-то индивидуальную черту героя, и эта черта прослеживается на протяжении всего романа. Наиболее четко эту особенность можно проследить в портрете Наташи Ростовой. В начале романа это «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Потом, когда Николай Ростов вернулся из армии в отпуск, автор снова подмечает «эти отчаянно-оживленные глаза Наташи, увидев которые, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир...» Наташа поет, и ее «глаза принимают серьезное выражение». Она смеется, и «черные глаза блестят из-под локонов». Героиня восторгается, и «глаза сияют, взгляд становится ласковым». Наташа в первый раз на балу - ее глаза, « испуганные и блестящие, в них застыло выражение готовности на величайшую радость и на величайшее горе». Она говорит с князем Анд­реем - ее глаза «радостно блестят». Наташа принимает ухаживания Ку-рагина - ее глаза то «удивленно-вопросительные», то «испуганные, широ­ко раскрытые». После смерти князя Андрея глаза Наташи полны горя, но когда она смиряется с неизбежными трагическими потерями (смертью жениха и брата), в «ее глазах светится довольство -жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости...» И, наконец, после замужества глаза Наташи излучают счастье и любовь к семье. Так Толстой раскры­вает все движения души своей героини (которой чужда та умственная жизнь, которой живут князь Андрей и Пьер), ее побуждения, ее чувства, ее мысли через описание взгляда, глаз.

В Пьере Безухове Толстой выделяет другую черту; его неуклюжесть и массивность. Обратимся к первому знакомству с этим героем на страни­цах романа. «Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, тол­стый молодой человек с стриженою головою, в очках, в светлых пантало­нах по тогдашней моде...» И далее: «Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное...» Толстой еще и еще раз подчер­кивает его неуклюжесть и неловкость: «Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел...», «Массивное тело Пьера заполняло всю ком­нату...», «Пьер за этот год так потолстел, что он был бы уродлив, ежели бы он не был так велик ростом, крупен членами и не был так силен, что, очевидно, легко носил свою толщину...», «В этом большом, толстом чело­веке чувствовалась сила...». Но после плена Пьер возвращается совер­шенно другим человеком, его неуклюжесть не исчезает, а как бы отходит на второй план. Духовные качества, обретенные в условиях лишений, заслоняют собой всю неловкость Пьера. Семейное счастье с Наташей зас­лоняет прежние внешние черты: «Пьер был в детской и держал на своей огромной правой ладони проснувшегося грудного сына и тетешкал его...» Теперь уже никто не обращает внимание на массивность его тела, «Пьеру были рады все, как человеку, всегда оживлявшему и сплочавшему всякое общество».

Автор, подчеркивая толщину Пьера в начале романа, показывает этим, насколько тот не вписывается в столичное светское общество. Он неук­люж, неловок, совершенно не умеет и не знает, как себя вести в свете. И с изменением характера, мировоззрения, душевных черт героя эта толщина становится достоинством Безухова (недаром в народе говорят, что хоро­шего человека должно быть много).

Портретная характеристика играет огромную роль в романе: Кутузо­ва Толстой рисует пухлым, сутуловатым и тяжеловесным; князя Андрея Болконского — сухим, с правильными чертами лица; Наполеона — оплыв­шим жиром и обрюзгшим. Портретная характеристика предваряет опи­сание черт характера героя и его поступков, а также в портрете явственно заметна авторская оценка персонажа.

Через внешность Толстой показывает и душевные изменения, порывы героев. Пьер благодаря такой портретной характеристике выглядит впол­не живым и естественным персонажем, со всеми достоинствами и недо­статками. Глаза Наташи открывают читателю путь в ее душу. Сухость Андрея подчеркивает суровость и бескомпромиссность его натуры.

Я считаю, что портретные характеристики персонажей делают роман Толстого по-своему неповторимым и приближают героев к читателю, по­казывают стремление каждого из них быть в гармонии с собой и вне­шним миром. Поэтому читатель так сживается со всеми персонажами, сопереживая им и волнуясь за их судьбу.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.