Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Роль пейзажных описаний в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Описание природы традиционно в русской литературе. Вспомним Тургенева — мастера пейзажа, романтическую при­роду Пушкина, Лермонтова, философский подход к ней у До­стоевского, Гончарова. Я думаю, особое отношение к природе у русских писателей не случайно. Россия с ее необъятными просторами никогда не была урбанизированной страной. Жизнь людей всегда была тесно связана с природой и во многом зависела от нее. Похоже, что и ментальность наша — «русская душа» — формировалась под влиянием этой широты, размаха, красоты, суровых долгих зим и короткого жаркого лета.

В романе единение людей с природой великолепно отраже­но в сценах охоты Ростовых. С одной стороны, большую долю наслаждения герои получают от эстетического любования при­родой, ее могуществом и гармоничной красотой. С другой сто­роны, сам процесс охоты возвращает людей в то далекое про­шлое, в то первобытное состояние, когда естественные связи с окружающим миром не были нарушены цивилизацией. Герои сливаются с природой, становятся с ней единым целым. Осен­няя природа объединяет светских Ростовых и простых дворо­вых крестьян, раскрывает глубинные народные черты русского характера. Толстой завораживает читателя описанием пляски Наташи. Мы любим ее и восхищаемся вместе с автором.

В романе «Война и мир» нет самоцельности пейзажа. Он всегда связан с действием, канвой самого романа. Природа в «Войне и мире» является" психологическим подтекстом, фоном. Тесным образом связана она с главными героями, от­ражая их душевное состояние.

Князь Андрей, лежа на поле Аустерлица, смотрит в «доброе... высокое, бесконечное небо» и понимает, что небо, облака, земля — это вечное, высшее, главное. Человек живет одно лишь мгновение, всего лишь один краткий и сладостный миг. И по сравнению с вечностью невероятно ничтожно зна­чение славы и честолюбия. Небо потрясает князя Андрея своим откровением.

Позже, в беседе в Богучарове на переправе, Пьер Безухов с жаром убеждает князя Андрея в необходимости жить, лю­бить, верить. А природа, словно отражая состояние героев, усиливает художественный эффект сцены. «Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Анд­рею казалось, что волны приговаривают: «Правда, верь этому». И князь Андрей впервые после долгого периода фатальных, пессимистических раздумий переживает момент душевного озарения. И снова он видит небо, высокое, доброе, вечное, как символ божественного откровения.

Но для возвращения к жизни князю Андрею необходимо было большее эмоциональное потрясение, чем то, которое он испытал в разговоре с другом. Возрождение его происходит в Отрадном, усадьбе Ростовых. По дороге к Ростовым, в лесу, Андрей Болконский замечает дуб, старый и уродливый. «Толь­ко он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». А кругом росли молоденькие березки, обсыпанные свежей листвой. Уже подъезжая к дому Ростовых, князь Андрей видит толпу девушек, из ^которых выделяется Наташа. Явственно проводятся аналогии: князь Андрей — дуб и Наташа — березка.

Ночью, глядя в окно, князь Андрей слышит разговор На­таши с Соней. Наташа любуется ночным небом, звездами и говорит, что хотела бы обнять себя руками за коленки и по­лететь... Светлые чувства девушки возрождают в душе князя Андрея ощущение молодости, чувство чего-то невыразимо пре­красного. Происходит катарсис, перерождение героя. На об­ратном пути, снова встретив дуб, покрывшийся молодой лист­вой, Андрей Болконский опять же соглашается с ним, говоря себе, что нужно жить, действовать; на него находит «беспри­чинное весеннее чувство радости и обновления». А ведь весна — это возвращение к жизни, возрождение, воскрешение природы, в том числе и двойника князя Андрея — дуба. По­лучается, что и перерождение самого героя было неизбежно, раз оно уже отражено на образе природы. Этот прием — отож­дествление героя и природы, отражение динамики развития персонажа в пейзаже и его изменения. Именно поэтому отри­цательные персонажи романа, преподносимые автором в ста­тичном состоянии, не сопровождаются природой, то есть не исследуются автором.

Толстой использует описание природы для более эмоцио­нальной передачи своих взглядов, чувств. Дождь после крова­вого сражения словно оплакивает безумных людей. Он символ очищения, прозрения. «Над полем, прежде столь весело-кра­сивым... собрались тучи, и стал накрапывать дождик на уби­тых, на раненых... Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?» И уже не умом, а сердцем ощущаешь противоестественность войны.

Я знаю, есть Люди, не читающие литературных отступле­ний, а следящие только за сюжетной линией, канвой романа. Что ж, дело вкуса. Только вот вкус-то романа и ощутишь по-настоящему, вчитываясь в пристрастное описание художе­ственного «фона», вдумываясь в смысл литературных приемов, наслаждаясь яркостью и выразительностью авторского языка.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.