Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Художественные особенности романа Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью доне­сти до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна идея, но в романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой попытался представить и разработать свою философию. Он писал: «Ис­торики описывают неверно и внешне, а надо для того, чтобы понять, уга­дать внутреннее строение жизни». А так как разработанная им философ­ская концепция была нова и оригинальна, автор создал жанр, названный романом-эпопеей.

Первоначально Толстой хотел написать произведение о возвратив­шемся из ссылки декабристе, и уже было придумано название: «Все хоро­шо, что хорошо кончается». Но автор понял, что нельзя описывать явле­ние без указания причин, вызвавших его. Это привело Толстого к более глобальному замыслу описания исторических событий в России начала XIX века. Вслед за изменением замысла меняется и название романа, приобретая более глобальный характер: «Война и мир». Это название не только иллюстрирует чередование и сочетание в романе военных и мир­ных эпизодов, как может показаться на первый взгляд, но и включает в себя различные значения слова «мир». «Мир» - это и состояние «без войны», и крестьянская община, и мироздание (то есть все, что окружает нас; среда физическая и духовная). Этот роман рассказывает о том, что есть война в жизни целого народа и в жизни каждого человека, какую роль играют войны в мировой истории, это роман и об истоках войны, и о ее исходе.

Создавая роман, автор изучал причины исторических событий: бес­смысленной и позорной для русских кампании 1805-1807 годов, во вре­мя которой даже привыкшего не рассуждать настоящего военного Нико­лая Ростова мучают страшные сомнения: «для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?» Здесь Толстой обращает все наше внимание на то, что война «есть противное человеческому разуму явление». Потом Тол­стой переходит к описанию событий Отечественной войны 1812 года, ис­калечившей жизни миллионов, убившей Петю Ростова, Платона Каратае­ва и князя Андрея, принесшей траур в каждую семью. Ведь с каждым человеком, погибшем на поле брани, исчезает весь его неповторимый ду­ховный мир, рвутся тысячи нитей, калечатся десятки судеб близких... Но У всех этих смертей была праведная цель - освобождение Отечества. И потому в 1812 году «дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой...». И руководить этим движением мог только человек, умеющий отречься от всех собственных желаний, чтобы выражать волю народа, быть близким к нему, и для этого ему не надо быть гениальным, а надо лишь уметь «ничему хорошему не помешать, ничего дурного не допустить». Таким был Кутузов, таким не мог быть Наполеон, ведший захватническую войну.

Толстой излагает на этих примерах свою историческую концепцию. Он считает, что менее всего причиной какого-либо исторического явления служит воля одного или нескольких людей, стоящих у власти, что исход события определяет поведение каждого отдельного, вроде бы незначитель­ного, человека и всего народа в целом.

Толстой рисует Наполеона и Кутузова противоположными во всем, постоянно, к примеру, указывает на бодрость и уверенность в себе Наполе­она и вялость Кутузова. Этот прием антитезы применяется на протяже­нии всего романа, начиная с самого названия «Война и мир».

Жанр произведения определяет и композицию романа. В основе композиции «Войны и мира» лежит также прием антитезы. Роман «Война и мир» - произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев, среди которых есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, герои, вымышленные самим автором, и множество людей, которым Тол­стой даже не дает имен, такие как «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал». Этим автор подтверждает свою точку зрения о том, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкрет­ных личностей, а благодаря всем участникам событий.

Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, нужен был новый жанр - жанр эпопеи. Для этого также используется прием антитезы. Так, всех героев можно разделить на тяготеющих к полюсу Наполеона и на героев, тяготеющих к полюсу Кутузова; причем первые, такие, например, как семейство Курагиных, да и все светское общество во главе с Анной Павловной Шерер, Берг, Вера и другие полу­чают некоторые черты Наполеона, хотя и не так сильно выраженные: это и холодное равнодушие Элен, и самовлюбленность и узость взглядов Берга, и эгоизм Анатоля, и лицемерная праведность Веры, и цинизм Василя Курагина. Герои же, находящиеся ближе к полюсу Кутузова, так же, как и он, естественны и близки к народу, так же чутко реагируют на глобальные исторические события, принимая их как личные несчастья и радости (таковы Пьер, Андрей, Наташа). Всех своих положительных ге­роев Толстой наделяет способностью к самосовершенствованию, их ду­ховный мир развивается на протяжении романа, только Кутузов и Пла­тон Каратаев ничего не ищут, не меняются, так как «статичны в своей положительности ».

Толстой также сравнивает героев между собой: различны князь Анд­рей и Анатоль в своем отношении к любви, к Наташе; противоположны Долохов, стремящийся отомстить «за свое незнатное происхождение», су­ровый, жестокий, холодный, и Пьер, добрый, чувствительный, пытающийся понять людей, окружающих его, и помочь им; холодна, искусственна, мер­тва духовно красивая Элен и жива, естественна Наташа Ростова с боль­шим ртом и большими глазами, становящаяся еще более уродливой, ког­да плачет (но это проявление ее естественности, за которую более всего и любит Наташу Толстой).

В романе «Война и мир» большую роль играет портретная характери­стика героев. Писатель выделяет какую-то отдельную черту в портрете героя и постоянно обращает на нее наше внимание: это и большой рот Наташи, и лучистые глаза Марьи, и сухость князя Андрея, и массивность Пьера, и старость и дряхлость Кутузова, и округлость Платона Каратаева, и даже жирные ляжки Наполеона. Но остальные черты героев меняются, и Толстой описывает эти изменения так, что можно понять все происхо­дящее в душе героев. Часто Толстой применяет прием контраста, подчер­кивая несоответствие между внешним видом и внутренним миром, пове­дением героев и их внутренним состоянием. Например, когда Николай Ростов по возвращении с фронта домой при встрече с Соней сухо поздоро­вался и обратился к ней на «вы», в душе они «назвали друг друга на «ты» и нежно поцеловались».

Являясь новатором в создании нового жанра романа, Толстой изобрел также новый способ изучения и изображения чувств, переживаний, движе­ний души героев. Этот новый способ психологизма, названный Черны­шевским «диалектика души», заключается в пристальном внимании к развитию, изменению внутреннего духовного состояния героев, в изучении мельчайших подробностей их чувств, при этом как бы на второй план отходит сам сюжет. Только положительные герои наделены в романе способностью к внутреннему изменению, самосовершенствованию. И эту способность Толстой более всего ценит в людях (в сочетании с естествен­ностью, добротой и близостью к народу). Каждый положительный герой романа стремится «быть вполне хорошим». Но в романе есть герои, кото­рые самосовершенствуются, обдумывая свои поступки. Эти герои живут разумом. К таким героям можно отнести князя Андрея, Пьера до встречи е Платоном Каратаевым и княжну Марью. А есть герои, которые живут по внутреннему чутью, побуждающему их к тем или иным поступкам. Таковы Наташа, Николай, Петя и старый граф Ростов. К этому же типу относятся Платон Каратаев и Кутузов.

Чтобы по возможности лучше раскрыть внутренний мир своих героев, Толстой подвергает их одинаковым испытаниям: светским обществом, богатством, смертью, любовью.

Так как роман «Война и мир» является романом-эпопеей, то в нем описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбен-ское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смо­ленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых, как уже говорилось выше, проявляют себя реальные исторические личности. Ис­торические события выполняют также и композиционную роль в романе. Например, так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав романа, а по сути оно является кульминационным центром.

Помимо исторических событий автор уделяет большое внимание раз­витию взаимоотношений между героями - отсюда складываются сюжет­ные линии романа. В романе представлено большое количество сюжет­ных линий. Роман является как бы хроникой жизни нескольких се­мейств: семьи Ростовых, семьи Курагиных, семьи Болконских.

Повествование в романе не ведется от первого лица, но присутствие автора в каждой сцене ощутимо: он всегда пытается оценить ситуацию, показать свое отношение к поступкам героя через само их описание, через внутренний монолог героя или же через авторское отступление-рассужде­ние. Иногда писатель предоставляет читателю право самому разобраться в происходящем, показывая одно и то же событие с разных точек зрения. Примером такого изображение может служить описание Бородинского сражения: сначала автор дает подробную историческую справку о расста­новке сил, о готовности к бою с той и другой стороны, рассказывает о точке зрения историков; затем показывает нам сражение глазами непро­фессионала в военном деле - Пьера Безухова (то есть показывает чув­ственное, а не логическое восприятие события), раскрывает мысли князя Андрея и поведение Кутузова во время сражения. В сцене совета в Филях автор передает слово сначала шестилетней Малаше (опять же чувствен­ное восприятие события), а потом постепенно переходит к объективному изложению событий от собственного имени. А вся вторая часть эпилога скорее напоминает философский трактат на тему «Движущие силы исто­рии».

В своем романе Л. Н. Толстой стремился выразить свою точку зрения на исторические события, показать отношение ко множеству жизненных проблем, ответить на главный вопрос: «В чем смысл жизни?» И кредо Толстого в этом вопросе звучит так, что с ним нельзя не согласиться: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Итак, в романе «Война и мир» Л.Н.Толстой стремился изложить свою философскую концепцию жизни, и для этого ему пришлось «изобре­сти» новый жанр литературного произведения - роман-эпопею, а также особый вид психологизма - «диалектику души». Его произведение при­няло вид философско-психологического исторического романа, в котором он рассматривает и угадывает «внутреннее строение жизни».

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.