Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Психологический портрет в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Как известно, Л. Н. Толстой был великим мастером психоанализа и «диалектики души» человека. Ему было свойственно изображение «текучих», сложных, противоре­чивых характеров и развивающихся событий. Именно сам процесс внутренней жизни героев и ее эволюция привлека­ли писателя. Толстой раскрывал духовный мир своих пер­сонажей через монологи, пейзаж, авторские комментарии, художественное пространство героев и их поступки. Осо­бую роль в психологическом анализе играет портретная ха­рактеристика. Связь внутреннего мира каждого образа и его внешнего описания в романе «Война и мир» взаимо­обусловлена. Через портрет автор отображал внутренний облик героя, его душевное состояние. Главной особеннос­тью Толстого-художника было умение выделить ту или иную яркую черту во внешности персонажа, запоминающу­юся деталь в его поведении.

Так, Пьер предстает перед нами «толстым молодым че­ловеком» с дружелюбными глазами, что вполне точно оп­ределяет его мягкую и добродушную натуру. Уже с самого начала произведения внешний облик Безухова как бы про­тивопоставляет его всему светскому обществу, указывая на внутреннее отличие его от этих пустых людей.

Полную противоположность представляет его будущая жена. Сначала Элен Курагина ослепляет нас своей «побе­дительно действующей красотой». Но по мере того как сум­мируются все ее поступки, мы понимаем, что эта красота мертвенна, неестественна. И «полные оголенные плечи» Элен — это всего лишь символ ее духовной пустоты.

«Большой рот» и «сияющие черные» глаза Наташи Ро­стовой открывают нам внутренний мир любимой героини Толстого. Она полна жизни, чувств, готова радоваться каж­дому мгновенью и верить в счастливое будущее. Поэтому «определенные и сухие черты» Андрея Болконского кон­трастны живым чертам девушки. Это указывает на суще­ственные различия в их душах: молодой князь всегда на­ходится во власти разума, в то время как Наташа живет чувствами и эмоциями.

С первого взгляда, Марья Болконская производит на нас не самое лучшее впечатление. Это некрасивая девушка с «тяжелой походкой». Но потом мы видим «лучистые» глаза героини, в которых отражаются ее богатый духов­ный мир и нерушимая вера. Именно эти глаза, несмотря на внешность, делают Марью очаровательной и милой. Марк Аврелий писал: «Человека хорошего, благожелатель­ного и искреннего можно узнать по его глазам».

Для достижения художественного эффекта автор вновь и вновь обращает внимание читателей на те или иные чер­ты внешности персонажей, которые становятся их посто­янными характеристиками. Ярким примером этого является маленькая княгиня со своей «короткой, с чуть чернев­шимися усиками верхней губкой». Она была проста и приятна, но тем не менее наскучила Андрею. Он не находил в ней той глубины, которую впоследствии открыл в Наташе.

Хотелось бы отметить, что любимые герои Толстого по­стоянно меняются на протяжении всего романа, нелюби­мые — стоят на месте в своем развитии. И потому психо­логический портрет последних предельно прост, они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все онь красивы, но это мертвенная, застывшая красота. Так, много раз перед нами проходят повторяющиеся детали: «плеши­вая» голова Василия Курагина, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен.

В отличие от нелюбимых любимые персонажи Толстого обычно не отличаются внешней красотой, но наделены внут­ренним богатством. Они естественны, постоянно находят­ся в движении, стремятся к самосовершенствованию, к нравственным и духовным исканиям.

Художественные образы, созданные писателем, отлича­ются особой жизненностью. М. Горький отмечал удивитель­ный дар Толстого, его умение создавать точные психологи ческие портреты: «Когда его читаешь, то получается как бы физические его героев, до такой степени ловко у него выточен образ: он как будто сто так и хочется пальцем тронуть».

Итак, писатель, рисуя психологические портреты сво­их героев, проникает в их внутренний мир, в их душу. В описательной характеристике мы часто видим, насколько контрастны психологические состояния персонажей и их внешность. И только глаза всегда говорят правду... На всю жизнь нам запоминаются портретные детали героев Толстого и «сияющие» глаза Наташи, и «отлакированные взгляда ми» плечи Элен, и «добрый близорукий взгляд Пьера.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.