Психологический анализ стал одним из главных способов художественного исследования человека в творчестве Толстого, оказав огромное воздействие на мировую литературу.
В романе «Война и мир» душевные процессы героев, их чувства и стремления обозначаются как косвенно — через жесты, мимику, действия, так и прямо — с помощью самохарактеристик персонажей, в их внутренних (размышления Пьера, Андрея, Наталии, Марьи и др.) и внешних монологах.
Портретные, пейзажные зарисовки служат ключом к пониманию не только внутреннего мира героя, но и смысла всего произведения. Так, например, Кутузов, накануне Бородинской битвы читающий письма madamme de Stael , просто занимается «привычным исполнением и подчинением жизни», ибо «ему одному дано было знать, понять значение совершавшегося события», ибо он «знал не умом или наукой, а всем русским существом своим, что французы побеждены и враги бегут». Это незначительное действие характеризует мировоззрение Кутузова, близкое и понятное народу.
«Неизменная» улыбка Элен, «мраморные плечи и грудь» подчеркивают ее мертвую, пустую сущность. «Прекрасные лучистые» глаза княжны Марьи показывают нам глубину ее душевного мира, где «совершалось титаническая работа самосовершенствования».
Неуверенность в себе, борьбу между желанием счастья и осознанием необходимости страдания показывает писатель в той сцене, когда героиня, готовясь к встрече с Анатолем, «неподвижно сидела перед зеркалом, глядя на свое лицо, и в зеркале увидала, что в глазах ее стоят слезы и рот ее дрожит, приготовляясь к рыданиям».
Война 1812 года расставила все по местам. Любимые герои Толстого слились с народом в единое целое, пустые и эгоистичные люди лишь надели на себя «маски патриотизма».
Так, например, князь Василий под патриотизмом понимал «умение громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова манифеста, совершенно независимо от его значения», в салоне Элен — произносить речи, порицающие Кутузова, а у Анны Павловны — оправдывающие его! Жизнь света духовно мертва, и это мы видим, когда Анна Павловна «заводит разговор в салоне, подобно веретену», и «следит, чтобы нить не оборвалась».
Анна Михайловна «делает скорбное и христианское выражение» лица, «действуя» с приемами деловой петербургской дамы», Билибин, рассказывая о потерях в битве, «собирает кожу со лба и готовится сказать очередное той».
«Мертвым» героям Толстой противопоставляет духовно богатых, ищущих смысл жизни, которые в минуту народного несчастья берут всю ответственность за его судьбу на себя. Наташа вывозит из Москвы раненых. Она близка народу, вспомним ее пляску, когда она показана «умеющей понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и во всяком русском человеке!».
Умел понять «все, что было во всяком русском», и князь Андрей, накануне Бородинской битвы разговаривавший с Пьером. Проезжая через реку, где купались солдаты, он испытывает боль, свойственную всякому русскому человеку, когда вместо «здоровых тел» видит «здоровое пушечное мясо». «Звуки собачьего лая», которые издает Денисов, узнавший о смерти Пети, показывают нам душевность и золотое сердце старого воина. «Восторженная радость», сияющая в лице обреченного Каратаева, «таинственный смысл ее, наполнивший душу Пьера радостью», предвещает победу народного нравственного чувства над эгоистичным произволом Наполеона.
Изображением людей из народа в эти тяжкие минуты писатель показывает, что победа, так дорого стоившая России, не случалась сама по себе, а вызрела в глубинах народного характера. «На линии укрепления было все как в семье, повсюду чувствовалась скрытая теплота нравственного чувства». Внутренние монологи героев в «Войне и мире» носят развернутый характер, имеют сложную синтаксическую конструкцию. Они показывают «текучесть» характеров, сам душевный процесс, ведь психологизм Толстого — психологизм становящегося, развивающегося принципиально-незавершенного человека. Одно чувство переходит в другое под воздействием воспоминаний и ассоциаций. Таковы внутренние монологи князя Андрея и Пьера, их разговор в Отрадном: «Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку ... отчего ж я не могу предполо жить, что эта лестница не прерывается со мной, а ведет все дальше и дальше, до высших существ...»
«Диалектика души», качество щедрых и чутких к живой жизни людей, приобретает в романе эпические свойства. Тонкое мастерство психологизма, величие задуманной идеи романа, размах повествования поставили «Войну и мир» в один ряд с шедеврами мировой литературы.
|