Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Какая удачная тема для выпускного сочинения! Для каждого из нас, заканчивающих школу, настала пора выбора и темы сочинения, и будущей профессии, и жизненных приоритетов. И каждому хочется, чтобы этот выбор был истинным, настоящим, верным. Но что такое «истина»? В математике, например, есть такое понятие, как истинное решение задачи. Когда же речь идет о литературном произведении, под поиском исти­ны, я уверен, надо понимать поиск смысла жизни, пред­назначения человека на земле, места личности в обще­стве, ее роли в судьбах и конкретных людей, и страны в целом. Этим поиском истины пронизана вся русская литература девятнадцатого века. Мучительно ищет смысл своей жизни Григорий Александрович Печорин, отправляются на поиск «счастливого», то есть обрет­шего истину, человека некрасовские мужики-правдо­искатели, в душевном смятении размышляют об исти­не герои пьес А. П. Чехова «Дядя Ваня» и «Вишневый сад». И здесь я делаю второй, после выбора темы, со­знательный шаг: я избираю предметом анализа поиска истины роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Почему?

С одной стороны, сам писатель ищет истину всю жизнь, до последних дней. Мы знаем, как сурово оце­нивал Лев Николаевич каждый прожитый год, как беспощадно выявлял собственные промахи, пороки и как преодолевал их впоследствии. С другой стороны, герои Толстого — молодые люди, искренне желающие познать себя и окружающий их мир, обрести смысл своей жизни. Писатель, верный избранному приему создания образов, который он назвал «диалектикой души», не идеализирует ни Пьера Безухова, ни Анд­рея Болконского, ни Наташу Ростову, показывая, как в них перемешано и хорошее, и плохое, как трудно им найти истину, как тяжело они переживают неудачи и упорно стремятся к благородной цели быть полезным, нужным, востребованным членом общества. Тем более они интересны для нас, молодых.

Впервые с Пьером Безуховым мы встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер, куда он пришел, вер­нувшись в Россию из Франции, пережившей револю­цию, на знаменах которой были начертаны лозунги свободы, равенства и братства. Пьер верит в то, что каждый человек приходит в этот мир для того, чтобы изменить его к лучшему, чтобы облегчить участь тех, кому трудно, тяжко. Он видит все преимущества сво­бодной Франции перед закрепощенной Россией, и ему кажется, что достаточно будет доходчиво, ярко, убеж­денно сказать о достоинствах демократии, чтобы все согласились с необходимостью подобного устройства жизни в родной стране. Человеком, который смог легко повлиять на ход истории, Пьер считает Наполеона: «Народ отдал ему власть только затем, чтоб он изба­вил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело». Он решительно не согласен с теми, кто видел в рево­люции лишь «грабежи, убийства и цареубийства»: «Это были крайности, разумеется, но не в них все значение, а значение в правах человека, в эмансипа­ции от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе».

Каково же было недоумение Пьера, когда он об­наружил, что слушают его кто равнодушно, кто с иронией, а кто и с явным пренебрежением. Пьеру пришлось убедиться в том, что с помощью самых верных слов нельзя изменить мир к лучшему. Пер­вая попытка в поиске истины закончилась неудачей.

Читая роман, я подметил любопытную особен­ность: всякий раз, когда поиск истины приносит отрицательный результат, Пьер начинает совершать какие-то странные, необдуманные поступки. Разо­чарование от беседы в салоне Шерер выливается затем в пьянство, дебош, нелепую дуэль с Долохо-вым. Наверное, так и бывает в реальной жизни: неудача вызывает стресс, срыв. Но важно, чтобы у человека не опустились руки, чтобы он нашел в себе силы продолжить поиск истины, что мы и находим в последующих событиях романа.

Вторую попытку Пьер делает, став обладателем огромного состояния. Он приказывает управляющим и старостам перевести крепостных с барщины на оброк, устроить в селах школы, больницы, то есть коренным образом улучшить жизнь принадлежав­ших ему крестьян: «Он чувствовал себя центром какого-то важного общего движения; чувствовал, что от него что-то постоянно ожидается...». Но когда «более всех других в это первое время как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий», «Пьер еще больше, чем в Москве, испытывал чув­ство отуманенности, торопливости и все наступаю­щего, но не совершающегося какого-то блага». По­степенно обнаруживается, что его обманывают и князь Василий, и управляющие со старостами, не только не облегчившие участь крепостных, но и усилившие их эксплуатацию под предлогом испол­нения приказов барина.

Пьеру пришлось убедиться, что и воля (жела­ние, приказ, повеление) отдельного человека, даже высказанная во имя блага людей, не меняет их жизнь к лучшему. Разочарование выливается в не­лепую, ненужную самому Пьеру женитьбу на Элен. Граф Безухов делает еще несколько болезненных попыток обрести истину. Я вижу одну из них в исто­рии с масонами. В масонской ложе Пьеру виделся образец будущего устройства России, основанного на идеях свободы, равенства и братства. Но оказалось, что масоны ничего общего с этими идеями не имеют, а Иосифа Алексеевича больше интересует кошелек Пьера, нежели его поиск и обретение истины.

В другой раз Пьер решил изменить ход истории личным поступком, задумав убить Наполеона, вошед­шего в Москву. Неудача ставит Безухова на грань жизни и смерти: он подумывает о самоубийстве, но находит в себе силы преодолеть это страшное иску­шение. Источником этой силы, по моему убеждению, стало Бородинское сражение, за ходом которого сле­дил Пьер. Он увидел, как простые солдаты, жертвуя собой, совершали общее дело защиты своей родины. По замыслу Толстого, здесь впервые открывает­ся Пьеру путь к истине. Знакомство и беседы с Пла­тоном Каратаевым в плену окончательно оформля­ют новый взгляд Пьера на смысл жизни. Как я это понимаю, он состоит в том, чтобы отказаться от эго­истического желания вершить судьбами людей, жертвуя собой, стать частью целого, одним из тех, кто занят общим делом переустройства жизни во благо всех людей.

В финале романа мы видим Пьера Безухова чле­ном тайного общества, человеком, уверенным в том, что он обрел истину, нашел истинный смысл жиз­ни: «Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Арак­чеев не послал меня в военные поселения, — мы только для этого беремся рука с рукой, с одной це­лью общего блага и общей безопасности». Здесь уже нет того Пьера, который некогда входил в салон Анны Павловны Шерер, здесь перед нами мудрый гражда­нин, осознавший свое предначертание, заключенное в достижении «общего блага». А ведь это великая истина, впервые явленная миру еще Иисусом Хрис­том в его учении о царствии небесном! Но как же труден путь к ней для простого смертного!

Своим путем поиска истины идет и Андрей Бол­конский. Здесь мы найдем и попытку изменить мир с помощью слова-идеи (участие в работе комиссии Сперанского), и личный пример (бой под Аустерли­цем), и использование образца (хозяйственная дея­тельность в имении). К Бородинскому сражению князь Андрей обрел ту истину, к которой позже пришел Пьер: он стал частью целого, «нашим кня­зем» для солдат, то есть человеком «общего блага». А к умирающему князю Андрею приходит и выс­шая истина, которая, по замыслу Толстого, обеспе­чивает человеку бессмертие. Она заключается в том, чтобы простить своим недругам нанесенные ими обиды и раствориться в космосе, стать частичкой Творца. Андрей Болконский примиряется с Анатолем Курагиным, возвращает свою любовь Наташе и умирает в полной гармонии с собой и миром.

Я могу в чем-то не согласиться с Л. Н. Толстым, с его пониманием поиска истины и ролью личности в обществе. Но в одном мудрый гений русской ли­тературы убедил меня: основой поиска истины долж­ны быть гуманность и нравственность, а сам поиск продолжается столько, сколько отведено человеку жить в этом мире. Мы начинаем свой поиск исти­ны, и да будет его итог таким, чтобы не было нам стыдно за прожитую жизнь!

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.