Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В своем видении истории Толстой был...

национальным художником, гигантом,

выражающим этические взгляды народа,

сложившиеся за многие столетия.

Д. С. Лихачев

 

У каждого великого писателя есть главное про­изведение, оказавшее огромное влияние и на само­го автора, и на всю литературу. Одно из таких клю­чевых произведений русской литературы — роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир».

В статье Д. С. Лихачева, посвященной творче­ству Л. Толстого, я прочитала, что все герои «Вой­ны и мира» делятся на два типа: «герои пути», т. е. «герои с развитием» (Пьер, Андрей, Наташа), и «ге­рои вне пути», остановившиеся в своем духовном движении (Анатоль, Элен и т. д.). Однако это не про­сто деление персонажей на отрицательных и поло­жительных. Ведь «героями без пути» показаны, по мнению исследователя, Кутузов и Наполеон. Я ду­маю, что это произошло потому, что оба эти героя являются своеобразными символами, которые оп­ределяют направленность духовного развития дру­гих персонажей.

Образ Кутузова — светлый полюс романа, образ Наполеона — его темный полюс. А духовный путь любимых героев Толстого идет через преодоление в себе «наполеоновской идеи» к высшей народной правде, олицетворением которой явился Кутузов. В работе Д. С. Лихачева сказано, что сначала образу Наполеона в романе должен был противостоять Александр I . Думаю, что обращение к образу царя, возглавившего зарубежный поход русской армии, т. е. поход по чужой земле, нарушал бы основной замысел писателя: показать народную войну и на­родного полководца. Кутузов же избран им в каче­стве освободителя отечества, выразителя патриоти­ческого духа народа.

В противовес самовлюбленному Наполеону, про­износящему напыщенные речи, он «никогда не го­ворил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству: он вооб­ще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли..., говорил самые простые и обыкновенные вещи». Однако в этом дряхлеющем старике было заложено огромное народное чувство, «которое ле­жало... в душе каждого русского человека».

Стратегией Кутузова было соединение двух сил: терпения и времени, с одной стороны, нравственно­го духа войска — с другой.

Поэтому он не может вести своих солдат на поле сражения, которое «считает невозможным». По этой же причине Кутузов задерживал правдивые, но не­утешительные вести с Бородинского поля и пускал по армии ложные сведения, которые могли поднять дух войска: «Этот самый человек... ни разу не ска­зал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны». Я думаю, что в созда­нии образа старого фельдмаршала Толстой оттал­кивался от знаменитой пушкинской характеристи­ки: «Кутузов один облечен был в народную дове­ренность, которую он так чудно оправдал!».

Итак, главная цель Кутузова — освобождение отечества. А что движет Наполеоном? Почему, сни­мая с Бонапарта романтический ореол, Толстой де­лает его антиподом Кутузова? Думаю, не только потому, что на Бородинском поле их армии сошлись в кровавой схватке.

В противовес Кутузову, мечтавшему о благе на­рода, Наполеон предстает перед нами как «палач народов», «человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз», т.е. лишенный родины, для которого Франция была лишь средством достижения мирового господства. Общение с Кутузовым пробуждает в любом челове­ке, начиная с князя Андрея и кончая безымянным солдатом, чувство высокого душевного подъема. Присутствие Наполеона «повергает людей в безу­мие самозабвения», т. е. человек теряет себя.

Одержимый манией величия, считающий, что «дрожание моей левой.икры есть великий признак», Бонапарт равнодушен не только к людям, по тру­пам которых идет к власти, но и к собственному сыну, перед портретом которого он «сделал вид за­думчивой нежности». Как это позерство и дешевый артистизм отличаются от искренности Кутузова, по-детски рыдающего в момент получения известия о том, что Наполеон ушел из Москвы!

Л. Толстой считал, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Все это можно от­нести к созданному в романе образу Кутузова. Его патриотизм сродни патриотизму всех русских лю­дей: Тушина, Пьера, отца и сына Болконских, Пети и Наташи Ростовых, Тимохина, Тихона Щербато­го и многих других. Этот патриотизм основан на вере в силу и мощь России. Горько читать строки о последнем периоде жизни Кутузова. Человеку, принесшему славу Родине, «представителю народ­ной войны, ничего не осталось, кроме смерти. И он умер». Впереди у России была другая война, кото­рую Кутузов не мог ни понять, ни принять.

Роман Л. Н. Толстого — о месте и роли войны в жизни людей, о противоестественности кровавых распрей в человеческих отношениях, о мнимых вож­дях, бросающих тысячи и тысячи людей в бессмыс­ленный хаос войны.

Однако «Война и мир» — это и гимн силе, му­жеству и стойкости людей, объединенных вели­кой целью. Как современна эта великая книга в наши дни!

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.