Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Особенности портретных описаний в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Важным ключом к характеру героя является его портрет. В портрете раскрываются наиболее сокровенные черты его ха­рактера, его внутренний мир. Толстой описывает не только внешность человека, но и его нрав, быт.

Так как для Толстого важна его собственная формула бытия: «нет величия там, где нет простоты, добра и прав­ды», — то и своих героев он оценивает по этим критериям. Особенности портретных описаний в романе мы можем наблю­дать на примере Кутузова и Наполеона.

Эти персонажи философски противопоставлены друг другу. Образ одного строится по контрасту к другому.

По внешнему виду Кутузов ни в чем не уступает Наполеону.

«Кутузов, в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле».

И Наполеон:

«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягива­ющих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах». Но зато как отличается выражение их лиц.

Если «умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова», то «на лице Наполеона была неприятно-притворная улыбка».

В портрете Кутузова подчеркивается его естественность, непринужденность, бытовая простота.

«Он был слаб на слезы», как простой смертный, «выраже­ние усталости в его лице и фигуре были все те же», он «неохотно играл роль председателя и руководителя военного совета». Ку­тузов командует «с абстракцией служаки, находящегося на службе», с государем говорит «ясно и отчетливо». В отношении к своим солдатам он добр, они для него — «чудесный, беспо­добный народ».

«Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли — это неизбежный ход событий... Он умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направлен­ной на другое».

Автор подчеркивает внешнюю немощь, стариковскую туч­ность, дряблость его тела. Несмотря на это, чувствуется какой-то внутренний покой и сосредоточенность его души.

Образ Наполеона овеян некой таинственностью, его харак­теристики очень пространны. Наполеон — это «человек в сером сюртуке, очень желавший, чтоб ему говорили «ваше величество». Так отзывается о нем один из героев.

В его портрете автор подчеркивает одну мелкую деталь — дрожание левой икры. «— Дрожание моей левой икры есть великий признак, — говорил Наполеон впоследствии». Эта фраза вызывает у нас только улыбку.

Все его описания написаны Толстым с легкой иронией:

«Наполеон находился в том состоянии раздражения, в ко­тором нужно говорить, говорить и говорить только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость». «В его по­нятии все то, что он делал, было хорошо... потому, что он делал это».

Он ведет себя как человек, понимающий, что все его слова, жесты — это история. С его лица не сходит «выражение ми­лостивого и величественного императорского приветствия».

Все его действия, фразы — все наигранно и театрально. Его жизнь — некая интрига, авантюра. Бонапарт «должен был отречься от правды и добра и всего человеческого».

По портрету героя, нарисованному автором, у нас склады­вается свое представление об этом персонаже. В романе огром­ное количество различных портретов, каждый из которых ори­гинален и своеобразен по-своему. В то же время Толстой, как психолог, старался показать как схожесть отдельных образов, так и их различие.

Какие-то портреты Толстой брал из своей собственной жизни. «Я бы стыдился печататься, ежели бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запо­мнить», — говорил он в одном из своих писем. Для него было важно написать портрет не одного человека, а целой группы людей.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.