Неправда, что у человека нет души. Она есть, и это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, понять душу — это дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия неразрывно связаны) — наиболее интересная и сложная. И есть два человека, которые открыли ее и литературе, сделали для нее то же самое, что Архимед — для физики, Евклид — для геометрии. Это Достоевский и Толстой. Достоевский был первым. Главной темой его творчества был страдающий человек, то есть человек, находящийся в том состоянии, когда его душа не защищена, открыта, когда его индивидуальность находит самое полное выражение. Толстой пошел дальше. Он показал жизнь во всем ее многообразии, и в то же время главной темой его творчества оставался человек, его душа. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать «энциклопедией человека и жизни». Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть, войну и мир. Но только ли в том величие гения Толстого, что ему удалось, глубоко осмыслив все, с чем встречался на жизненном пути, дать развернутую картину жизни людей с ее печалями и радостями? Великий Толстой не был бы так велик, если бы он не проник глубже, в суть вещей. Он не только изобразил определенные явления в жизни человека и человечества, но и вскрыл причины этих явлений, тайные истоки явных рек.
«Война и мир» — произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя в том, что он воплощает свои размышления в предельно ясной форме и в то же время заставляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в описываемых событиях.
Толстой-философ оказал огромное влияние на Толстого-психолога и художника. Не случайно одним из основных правил, которых придерживался писатель во время работы над своими произведениями, было ни в чем не отступать от жизненной правды — того, что является основой подлинного искусства. Толстовские герои — не «герои» в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Их образы нарисованы предельно правдиво, жизненно. По отношению к «Войне и миру» больше, чем к любому другому произведению подходят слова: «Жизнь народа — один из главных героев романа». И все же, как у всякого автора, у Толстого есть любимые герои: Пьер, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Марья. В этих образах писатель показал человеческий идеал, каким он его себе представляет. Нет, идеал не в смысле «ходячая добродетель», образ выдуманный и бесплотный. Толстовский идеал воспринимается совсем иначе: это человек «во плоти и крови», которому не чуждо ничто человеческое, который может ошибаться, радоваться, и разочаровываться, который стремится к счастью, — как все люди. Но, кроме этого, в своих героях Толстой подчеркивает высочайшую нравственность, духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и чувств, что свойственно немногим. И не оригинальность, а мудрость и смелость Толстого в том, что для него идеал мужчины — это некрасивый и неуклюжий Пьер, особенно такой, каким мы видим его в эпилоге (именно Пьер, сумевший найти единомышленников, дело, которому посвятил себя, а не Андрей, умный, силь ный, но так и не нашедший своего места в жизни, оставшийся одиноким), а идеал женщины-матери, женщины — хранительницы семьи — непривлекательная и замкнутая княжна Марья (Наташа добра и чиста, но не лишена эгоизма, который чужд Марье). Писатель наделил своих героев прекрасной душой, не наделив их прекрасной внешностью, и убедительно показал, что первое неизмеримо выше второго. Тем самым он бросил вызов всем Анатолям и Элен, «сорвал с них маски», пусть внешне прекрасные, и все увидели под ними уродливую душу. Толстой убеждает читателя в том, что бездуховность, отсутствие идеалов, веры в доброе и прекрасное — самый страшный порок, порождающий множество других. Нравственность, чистота души, истинные идеалы — вот что писатель ценит в человеке более всего.
Что же такое истинные идеалы, чистота души в понимании Толстого? Ответ на этот вопрос он дает через мысли Андрея Болконского после ранения. Истинно прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только высокое небо, которое люди не замечают, о котором забывают. «Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Этот во многом символический образ проходит через весь роман и имеет большое значение для понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании книги.
Этот образ, видимо, можно воспринимать и символически. Красота души, нравственность главных героев романа и самого автора — вот их высокое небо, то, что делает сам роман прекрасным и возвышенным, а его героев — эталоном духовного совершенства и красоты.
|