Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Нравственный идеал Л. Н. Толстого и его художественное воплощение в романе «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В романе-эпопее «Война и мир» Толстой изображает огром­ный период русской жизни, излагает свои философские взгля­ды. Одной из важнейших проблем романа является вопрос о месте человека в обществе, смысле его жизни. Раскрывая эту проблему, Толстой уделяет серьезное внимание внутреннему миру человека, формированию его нравственных позиций. Ду­ховная красота любимых героев автора проявляется во внутрением борении мыслей и чувств, в неустанных поисках смыс­ла жизни. Для Толстого нравственные черты не являются из­начально данными. Автор считает, что для того, «чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться и ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие — душевная подлость». Каждый из любимых героев Толстого сам формирует свой нравственный облик. Жизненный путь его — это путь страстных исканий, ведущих к правде и добру.

По мнению автора, многие черты будущей личности закла­дываются уже в семье, поэтому он так много внимания уделяет изображению семей Ростовых, Болконских, Курагиных. Семью Ростовых Толстой рисует с большой симпатией. Ему по душе их тяготение к русскому народу, презрение к хищниче­ству и карьеризму. Простодушие, широкое гостеприимство, отсутствие мелочной расчетливости, щедрость Ростовых дела­ют эту семью очень привлекательной. Все лучшие черты этой семьи воплотились в Наташе Ростовой. Автор особенно ценит в ней естественность, непосредственность, желание жить полно, интересно. Богатство ее натуры проявляется в способ­ности понять, прийти на помощь. Наташа человек чуткий, обладает тонкой интуицией. Она живет не умом, а сердцем, и это помогает ей обрести глубокие духовные связи с миром. К обретению гармонии с миром стремятся все любимые герои Толстого. Но если Наташа достигает этого естественно, благо­даря полноте своей натуры, то князь Андрей и Пьер проходят через целый ряд серьезных испытаний и разочарований.

Самым значительным испытанием для всех героев стала война 1812 года. Именно в этой критической ситуации наибо­лее ярко проявляются лучшие качества героев Толстого. Ох­ваченный чувством глубокого патриотизма, князь Андрей жер­твует своей карьерой, покидает штаб, дабы честно выполнить свой воинский долг. Накануне Бородинского сражения он говорит Пьеру: «Поверь мне, что ежели бы что зависело от рас­поряжений штабов, то я б был там... а вместо того я имею честь служить здесь, в полку... и считаю, что от нас действи­тельно будет зависеть завтрашний день, а не от них». И Пьер и князь Андрей понимают, что народ в борьбе с армией Напо­леона совершает великий подвиг. Оба они стремятся быть при­частными к этому подвигу, участвовать в Бородинском сраже­нии, но уже не ради «своего Тулона», а разделяя судьбу России. Именно это сражение сыграло решающую роль в формирова­нии нравственного облика героев. Пьер на поле битвы впервые почувствовал свое духовное единство с народом. «Скрытая теп­лота патриотизма», «общий дух войска» объединили и «моло­дого офицерика», и Пьера, и «краснорожего» солдата. Именно это духовное единение во время сражения позволило Толстому утверждать, что русская армия одержала на Бородинском поле победу нравственную, ту, «которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии». Испытав духовное единение с народом, Пьер стремится при­близиться к нему, он решает: «Солдатом быть, просто солда­том!» Андрей Болконский после Бородинского сражения и смертельного ранения поднимается до понимания смысла христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к лю­бящим, любовь к врагам — да, та любовь, которую пропове­довал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и ко­торую я не понимал... вот оно то, что еще оставалось мне, ежели я был жив». Идея христианской любви лежит в основе образа Платона Каратаева. Автор пишет: «Он любил и любовно жил со всеми, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком». Общение с Платоном Каратаевым научило Пьера ценить простоту и естественность народной жизни. Простота есть покорность Богу; от него не уйдешь. В отличие от Платона Каратаева, личность которого растворилась в народной среде, Пьер сохраняет свою индивидуальность, он стремится «соеди­нить в душе своей значение всего», и это помогает ему обрести гармонию с миром.

Гармонию обретает и Наташа в своей близости к русскому народу, она любит народные песни, обычаи, музыку. Подчер­кивая духовную связь героини с народом, Толстой пишет, что она «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». Богатство внутреннего мира любимых Толстым своих героев он связывает с их отношением к родной природе. Перед Бородинской битвой князь Андрей вспоминает, как Наташа пыталась передать ему «то страстно-поэтическое ощущение», которое она испытыва­ла, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника. «Это такая прелесть был этот старик, — говорит Наташа, — и темно так в лесу... и такие добрые у него... нет, я не умею рассказывать». Духовная красота, чувство гармонии с миром являются результатом постоянного внутреннего развития этих людей. Автор стремится показать тончайшие оттенки духовной жизни героев, воспроизвести «сам психический процесс» их нравственного совершенствования. В душе героев постоянно накапливаются различные впечатления, которые затем при­водят к резким изменениям в их духовном развитии.

Интересно, что никто из нравственно чуждых Толстому персонажей не показан в развитии. Внутренний мир этих людей очень беден, и автор не считает нужным его воспроиз­водить. Таким образом, для Толстого нравственная ценность человека обусловлена его способностью к большой духовной жизни.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.