Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Наташа Ростова — самый обаятельный женский образ в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



... Что есть красота

И почему ее обожествляют люди ?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

 

Читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отноше­ние автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в прямых оценках, ха­рактеристиках, и в авторской интонации. В статье о Л.Н. Толстом Н.Г. Чернышевский отмечал характерную черту тогда еще молодого писателя — «чистоту нрав­ственного чувства». Люди, события частной и истори­ческой жизни оцениваются на основе явственного кри­терия — критерия добра, бескорыстия, душевной ясно­сти и простоты, духовной связи с людьми, с обществом. Роман «Война и мир» больше всего поразил меня оби­лием персонажей. Но, что удивительно, при этом, все герои Толстого — живые люди. Настолько живые, что будто слышишь их голоса, видишь их лица, проникаешь в душу, узнаешь тайные мысли. К ним не относишься рав­нодушно: их или любишь, или презираешь.

Самым обаятельным женским типом в романе мне показался образ Наташи Ростовой, может быть, пото­му, что многие мысли, настроения, поступки этой девуш­ки близки моим, хотя нас разделяют время и условия жизни.

В представлении Толстого высшее призвание и на­значение женщины — это материнство. В его романе-эпопее «Война и мир» идеалом женственности стано­вится Наташа Ростова.

Впервые мы видим ее тринадцатилетней девочкой: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими ого­ленными ручками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том ми­лом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Наташа выросла в нравственно чис­той атмосфере семьи Ростовых, где не было лицемерия, ханжества, притворства. Непосредственная, полная жизненных сил, тонко чувствующая красоту, добро и правду, она сразу же привлекает наше внимание. В доме, где она росла, царила обстановка непринужденности, раскованности между родителями и детьми, чувство любви и привязанности друг к другу.

С самой первой встречи нам бросается в глаза ее дет­ская наивность, простота, чрезвычайная чувствитель­ность — все то, чем Наташа так отличается от окружаю­щих, что привлекло к ней Денисова, Болконского, Курагина, Пьера.

Вспомним эпизод, в котором перед нами, как на ла­дони, раскрывается душевное богатство Наташи, по­этичность ее натуры: «Соня! Соня! — послышался опять первый голос — ...Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда, душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки... и полетела бы. Вот так!» Всех своих домашних Наташа окружает добротой и любовью, к каждому у нее имеется «свой ключик»: «В обращении со своей матерью Наташа выс­казывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что, как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко».

Вспомним ее волнение перед своим первым балом, ее чистоту и открытость, которая сразу бросалась в гла­за всем гостям. На балу Наташа переполнена чувства­ми: здесь и радость, и восторг, и страх, и отчаяние, — и все эти чувства можно прочитать на ее лице, как в рас­крытой книге: «Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею... Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, гото­вое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной детской улыбкой».

Я думаю, может быть, именно в этот раз зародилось в Наташе чувство глубокой благодарности к князю, пе­решедшее в любовь? Сцена бала прекрасно раскрывает удивительное ощущение счастья, умение жить каждый миг полноценно.

Знакомство Ростовой и Болконского сильно повлия­ло на ее дальнейшую судьбу. Андрей часто бывает в се­мье Наташи и вскоре просит ее руки. Но молодых лю­дей ждало испытание: старый Болконский потребовал отложить свадьбу на год. Девушку сильно взволновало это известие. Она была еще так молода и не умела вла­деть своими чувствами! К тому же князь Андрей уезжа­ет за границу, и долгое ожидание становится для Ната­ши мучительным, даже в какой-то степени невыноси­мым. «Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что это­го не будет. Уже не будет того, что теперь есть во мне», — как заклинание звучат ее слова. Да, в отличие от Сони, Наташина душа постоянно развивается, обогащается, переполняется чувствами.

Духовная красота Наташи проявляется и в ее отно­шении к родной природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Карагину на лоне природы. Это не их стихия. Если они и говорят о при­роде, то говорят фальшиво и пошло (так, в роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал два дерева и подписал: «Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию»). Иначе воспринимают при­роду люди, духовно близкие к народу. Перед Бородинс­кой битвой князь Андрей вспоминает, как Наташа стре­милась передать ему «то страстно-поэтическое ощуще­ние», которое она испытала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника. Безыскусственная кра­сота Наташи проявляется в этом сбивчивом, взволно­ванном рассказе (сравним его с альбомным красноре­чием Бориса): «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу... и такие добрые у него... нет, я не умею рассказать», — говорила она, краснея и волнуясь.

Крепка духовная связь Наташи с народом: она в вос­торге от песен дядюшки, который «пел так, как поет на­род», она с удовольствием пляшет. «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала впе­ред дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движе­ние плечами и стала... Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта гра-финечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она приемы... Она умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Любовь к народу и родине не позволяет ей равнодуш­но отнестись к судьбе раненых: она добивается того, что подводы отдают им и потом искренне радуется их спа­сению.

Любит Наташа бескорыстно, всей душой, ничего не требуя взамен. Князь Андрей взваливает на плечи этой девочки непосильную ношу, заставляет ее ждать целый год, он забывает, что она очень молода и неопытна. По­этому в ее увлечении Курагиным нельзя винить только одну Наташу. Она мучается, боится сама себя и не пони­мает своих чувств. Наташа не спала всю ночь, ее мучил неразрешенный вопрос: кого она любила: Анатоля или князя Андрея? Описывая сцену свидания Наташи с уми­рающим Болконским, Толстой показывает силу ее люб­ви: «Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».

Смерть Андрея Болконского поразила Наташу до глу­бины души. Мы уже не слышим ее восторженного голо­са, не видим смеющуюся, полную радости жизни девуш­ку, не ощущаем неиссякаемой энергии. Но, как это ни странно, для любви Наташу возродила гибель брата Пети. Впрочем, любовь и смерть всегда рядом. Заботы о матери, которая тяжело переживает смерть сына, по­казали Наташе, что сущность ее жизни в любви: «Про­снулась любовь, и проснулась жизнь». Может быть, этим и трогает нас героиня, не оставляет равнодушными, что вся она создана для любви, ее натура излучает любовь, как огонь — тепло.

В эпилоге романа автор повествует о замужестве Ро­стовой. Именно в семейной жизни нашла героиня свое счастье: «Она принимала участие в каждой минуте жиз­ни мужа». Она носила, рожала, кормила сама и воспи­тывала трех дочерей и сына. Идеал девушки превраща­ется в образец жены и матери. Смыслом ее жизни стала любовь к мужу и детям. И хотя она «пополнела и пожирнела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу», она по-прежне­му красива, как заботливая мать и любящая жена.

Образ Наташи Ростовой — один из самых обаятель­ных образов, в русской литературе. В нем автор пока­зал русскую душу, чудесный женский характер, натуру, способную на любовь н самопожертвование.

В наше время встретить Наташу Ростову очень труд­но, а может, даже невозможно. Сейчас становится все больше и больше женщин, которые ставят на первое место карьеру, а не семью, забывая о том, что женщи­на — это прежде всего мать, жена, хранительница семей­ного очага.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.