Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мастерство психологического анализа Л. Н. Толстого в романе «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, по­жалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологи­ческий роман. Страница за страницей раскрывают перед чи­тателем характеры героев Л. Н. Толстого, передавая тончай­шие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статич­ности или изменчивости.

«Люди как реки», «человек текуч» — вот что лежит в ос­нове взглядов Л, Н, Толстого на человека. Одним из ценней­ших свойств человека писатель считал способность к внутрен­нему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Л. Н. Толстого меня­ются, нелюбимые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мерт­венной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для пси­хологического анализа этих героев автор использует повто­ряющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вы­зывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Васи­лия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен. Вообще, портрет героя у Л. Н. Толстого никогда не становится дотошным описанием внешности человека. Пи­сатель стремится лишь выделить главное: глаза, руки, улыб­ку. То же касается и поведения человека. Одна деталь может сказать о человеке все. Красивые жесты Наполеона — лучшее доказательство его несостоятельности как исторического дея­теля, ибо он не способен понять дух войска. И — напротив — Кутузов, который остается естественным в любой ситуации.

В отличие от нелюбимых, любимые герои Л. Н. Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красо­той. Они естественны, постоянно находятся в движении, спо­собны к самоусовершенствованию, к нравственным, духов­ным исканиям. Им свойственен самоанализ. Вспомним пове­дение героев романа во время Шенграбенского сражения. На­стоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркну­то все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скро­мен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолеваю­щий свой страх, — герои. Хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.

Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровыва­ется в масонстве, князь Андрей — в государственной службе.

Л. Н. Толстой первым в русской литературе изобразил мгновения изменения душевных состояний своих героев, от­крыл то, что впоследствии Н. Г. Чернышевский назвал «диа­лектикой души». А потому в его романе такое значительное место отводится внутреннему монологу героя. Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проиграв­ший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, но, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное — преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен является Аустерлиц с его небом, болезнь сына с по­логом над детской кроваткой, под которым князю Андрею

открывается новый взгляд на жизнь, последние моменты перед смертью, когда «я» Андрея полностью растворяется в мире. Человек перед лицом вечного, в минуту, когда отпада­ет необходимость в любых условностях, — вот ситуации, в которых Толстой испытывает своих героев.

Для Л. Н. Толстого вообще важно, как человек относится к другим людям, насколько он способен отречься от себя, по-каратаевски разлившись маленькой каплей в море челове­ческих жизней. Не все способны преодолеть свое «я» (Элен, Анатоль Курагин), некоторые существуют сугубо в рамках семьи (мать Ростовых), некоторые умеют слиться с миром, людьми (Марья Болконская) и лишь немногие любимые герои Л. Н. Толстого способны раствориться в вечности, под­няться до высочайших вершин вселенной. Хотя, впрочем, «звездные минуты» бывают у многих героев романа, напри­мер Николая Ростова, Денисова, Марьи. Помогают в этом такие вечные человеческие ценности, как любовь, природа, искусство, а потому отношение героя к ним — одна из важ­нейших характеристик личности. Для писателя чрезвычайно важно, насколько развито в герое чувство семьи, а также что представляет собой семья героя, потому что каждый человек, кроме прочего, носитель фамильных черт. Герои нелюбимые показаны в отрыве от семьи, лишенными чувства привязан­ности. Семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно, не несет в себе той «родовой поэзии», что свойственно се­мьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Их объединяет только животное родст­во, они даже не воспринимают себя как близких людей (до­статочно всйомнить нездоровый эротизм в отношениях Ана­толя и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен «шишки родительской любви» и что дети — «обуза его существования»). Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганно­го Наполеона, когда тот глядит на портрет сына (любовь — явно не самое главное чувство, которое он при этом испыты­вает).

Любимые герои Л. Н. Толстого — плоть от плоти природы. Все, что происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их «собственное» небо, с которым связа­ны важные, порой эпохальные перемены в их душах.

Важным принципом психологического анализа у Толсто­го-писателя становится изображение снов героев. Так, сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видит свои слабости, в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раскрываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с которыми делается невозмож­ной. Сон Пети — сон светлый, гармоничный, сон Николая Болконского — сон «болконский», проблематичный. Разум и чувство — две важнейшие категории, определяющие сущ­ность человека. По Толстому, прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум лишь мешает ощутить мировую гармонию. Сравним разумную Соню и живущую чувствами Наташу. Первая из них не сделала в жизни ни одной роко­вой ошибки, но и не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но ее сердце всегда подсказывало ей дорогу. Лю­бимым героям Толстого не хватает слов, но они умеют ска­зать о том, что происходит у них в душе, глазами, движе­ниями. Кстати, речь героев также чрезвычайно важна. Ска­занная по-французски фраза Жюли на обеде обращает на себя внимание как нечто неестественное, фальшивое.

Л. Н. Толстой показывает своих героев на примере их отно­шения к искусству, которое выявляет у одних фальшь и безду­ховность, у других — тонкость душевного восприятия и глуби­ну чувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, о пении Наташи, которое открывает многим героям романа глаза на высшие ценности. И сравним это с оперным спектаклем, кото­рый Наташа считает неестественным и не может принять.

Л. Н. Толстой создает целую философскую систему, выра­жающую его взгляды на человека, и умело подчиняет выра­жению своих мыслей художественную систему произведе­ния. Вот, наверное, почему образы героев романа «Война и мир», так хорошо знакомые любому русскому человеку, яв­ляют огромный диапазон человеческих качеств, а само про­изведение — не только рассказ об одном из сложнейших мо­ментов в истории России, но и глубокое проникновение в души целого поколения русских людей.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.