Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Красота человеческих отношений в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные про­поведи Толстого, на его призыв к нравственному усовершен­ствованию. Потому что сейчас наше общество остро ощуща­ет, что никакие социальные перемены сами по себе не приво­дят автоматически к тому, чтобы духовный мир людей стал качественно иным. Нельзя создать «нового человека» ни за год, ни за десятилетия, пока не добьемся, чтобы люди нрав­ственно перестроили каждый сам себя. Л. Н. Толстой еще в конце прошлого века призывал человека к нравственному самоусовершенствованию как к необходимому условию про­гресса всего человечества. В романе «Война и мир» эти мысли Толстого воплощены в нравственных исканиях его любимых героев, в их духовной красоте, в красоте человечес­ких отношений.

Взаимоотношения лучших толстовских героев прониза­ны нравственной одухотворенностью. Особенно ярко это проявляется в семейной жизни. В центре романа три семьи: Болконские, Ростовы, Курагины. С большой автор­ской симпатией описана семья Ростовых. Атмосфера добра, благожелательности, душевной щедрости, любви, заботы друг о друге создана в доме Ростовых взаимными усилиями старого графа Ильи Андреевича, графини и их детей. Душой этой семьи, несомненно, является Наташа. Без глу­боких семейных привязанностей лучших героев Толстого просто невозможно представить. Но дело не только в этом. Наташа и Николай, Пьер и княжна Марья, Кутузов и Пла­тон Каратаев душевно расположены ко всем людям без ис­ключения и ожидают от каждого ответной доброжелатель­ности. Петя Ростов, попав в партизанский отряд, проявляет восторженную симпатию не только к хорошо и давно зна­комому ему Денисову, но и ко всему его окружению, забо­тясь даже о пленном французском мальчике. Умение по­нять другого человека, умение прощать, доверчивость и благожелательность Л. Н. Толстой считал лучшими качест­вами русского человека. Эти качества свойственны многим героям «Войны и мира». Так, обращаясь к солдатам в день Красненского сражения, Кутузов говорит, показывая на пленных французов: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они

люди». И в лицах русских солдат он читал сочувствие своим словам. Способность «любовно жить» в единении со всеми показана в образе Платона Каратаева. Много пере­живший в плену Пьер отогрелся душой возле этого просто­го русского человека, в котором ему чувствовалось что-то «приятное, успокоительное и круглое». Такое выражение ласки и простоты было в лице этого человека, что растро­ганный Пьер чуть не заплакал. Живой контакт человека с теми, кто оказался рядом, — норма поведения любимых героев великого писателя. Чаще всего связи между персо­нажами романа осуществляются при помощи взгляда, ин­тонации, жеста, улыбки. Наташа Ростова мучается оттого, что не может в письмах к князю Андрею передать и тысяч­ной доли того, что она чувствует и что она привыкла выра­жать голосом, улыбкой и взглядом. Герои Толстого иногда влияют на окружающих непроизвольно, сами не замечая своего воздействия. Встреча князя Андрея с Наташей изме­нила всю его жизнь, духовно возродила его. Он любил в Наташе «душевную открытость, естественность». Потреб­ность открыть себя другим — одна из главных черт людей, близких к Толстому.

Общение героев «Войны и мира» характеризуется прежде всего светлыми, радостными чувствами, ему часто сопутству­ет добрый, веселый смех. Жизнерадостный смех звучит в ро­мане не только в эпизодах мирной жизни, но и в эпизодах, посвященных военным действиям. Этот добрый смех способ­ствует соединению людей. Так, Пьер одною своею доброю улыбкой и кстати сказанной шуткой мирит тех, кто ссорил­ся. Душевно близкие Толстому герои способны к искреннему раскаянию, к признанию своих ошибок. Поразительно опи­саны страдания княжны Марьи после смерти ее отца, когда она даже не смеет молиться Богу, вспоминая о своих греш­ных мыслях по поводу капризов отца. Глубоко раскаяние Наташи после увлечения Анатолем за то зло, которое она причинила князю Андрею. Духовное величие Пьера раскры­вается после дуэли с Долоховым, когда он содрогается от мысли, что чуть не убил человека.

Привлекательность человеческих отношений, изображен­ных в романе «Война и мир», не может не трогать сердце со­временного читателя. В наш «жестокий» век нам есть чему поучиться у героев этого произведения. Доброта и совестли­вость, душевная расположенность людей друг к другу, нрав­ственное единение людей — эти идеалы писателя, обращен­ные к каждому человеку, заставляют задуматься о своей жизни и взаимоотношениях с другими людьми.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.