Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Красота души человеческой (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«...что такое красота,

Что так давно обожествляют люди,

Сосуд, в котором пустота

Или огонь, так ярко пламенеющий

в сосуде?»

И. Бунин

 

Центральной проблемой художественной лите­ратуры является проблема внутреннего мира челове­ка. Это исходная точка, от которой тянутся все без исключения линии и моменты отражения реальной действительности. Своеобразие культур разных эпох, своеобразие творчества любого писателя определяет­ся особенностями понимания сущности человека.

Для Льва Николаевича Толстого понимание сущ­ности человека определялось признанием обязатель­ного выбора между добром и злом. Особенностью творчества Толстого является его стремление изобра­жать внутренний мир человека в его развитии — как постоянный, непрерывно сменяющийся психический поток.

В романе «Воскресение», описывая Нехлюдова, Толстой писал: «Люди как реки: вода во всех одина­ковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая... Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь од­ним и самим собою».

Каждое из произведений Толстого представляет собой «историю души» одного или нескольких глав­ных лип за некоторый промежуток времени. Роман-эпопея «Война и мир» — огромная история духовных изменений и роста целого ряда лиц. Н. Г. Чернышев­ский определил это свойство психологического рисун­ка Толстого, назвав его «диалектикой души»: «Внима­ние графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других... Тол- стого занимает самый психический процесс, его за­коны, — «диалектика души».

Выражением «диалектики души» часто служит у Толстого внутренний монолог персонажа — поток мыслей и чувств, беззвучная речь. Духовная красота любимых героев Толстого проявляется в этой непре­рывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в беспре­рывных исканиях смысла жизни, в грезах о деятель­ности, которая принесла бы пользу всему народу. Их жизненный путь — это путь постоянных исканий, непременно ведущий к правде и добру.

В романе «Война и мир» прослеживается четкое разделение героев на положительных и отрицатель­ных. Основными чертами последних являются бед­ность внутреннего мира, отсутствие нравственных принципов, узость интересов и стремлений. В то вре­мя как положительные герои — это полноценные личности с богатейшим духовным миром, они нахо­дятся в постоянном поиске чего-то нового, стремят­ся к совершенствованию. Истинную красоту души человеческой автор раскрывает на примере двух глав­ных героинь — Наташи Ростовой и княжны Марьи, которые, по мнению Толстого, являются идеалами женщин. Их судьбы и характеры различны, как и их душевные искания и переживания.

Думаю, ни у кого из читателей не вызывает со­мнения, что Наташа Ростова, эта «...черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка...» — самая любимая героиня писателя. Она жизнерадост­на и непосредственна, ее переполняет жизнелюбие. Любовь — сущность характера Наташи. Вообще, в семье Ростовых и старшие, и младшие, и даже слуги объединены глубокой взаимной любовью. Наташу любят все: и близкие, и малознакомые люди; потому душевное соприкосновение с ней доставляет окружа­ющим радость, оно вдохновляет, возвращает любовь к жизни. Так было с Николаем, когда он, проиграв­шись Долохову, возвращается домой раздраженный и слышит пение сестры. В этот момент он понимает, что «все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она настоящее...».

По мысли Толстого, все человечество должно быть связано именно такими желанными духов­ными устремлениями навстречу друг другу. Автор считал, что справедливость может быть обеспечена только единством нравственных людей. Внутри по­добного единства не может возникнуть и мысли о насилии.

Другая героиня романа — Марья Болконская — предстает перед читателем совершенно не похожей на Наташу. Н. Н. Гусев, биограф Льва Николаевича, писал, что «из всех лиц ближе всех душе автора, не­сомненно, княжна Марья Болконская с ее глубоки­ми и лучистыми глазами и такой же душой».

Для Марьи характерны замкнутость и душевное одиночество. В ее душе идет постоянная борьба меж­ду желанием любить всех христианской любовью и мечтой о простом земном чувстве. Конечно, смире­ние и самопожертвование, которые отличают эту ге­роиню, не представляются в романе как высшая жиз­ненная цель, но Толстой отдает дань уважения такому духовному порыву. В романе автор стремится подчеркнуть не вне­шнюю, а внутреннюю красоту своих героев. Он наде­ляет их чувством патриотизма, всеобъемлющей лю­бовью ко всем окружающим, убежденностью, что смысл жизни — в любви.

Л. Н. Толстой никогда не отрицал важности сре­ды для формирования полноценной, духовно богатой личности. Но также автор не освобождает человека и от нравственной ответственности. Как бы трудно ни было человеку, он обязан делать выбор в пользу доб­ра, он не имеет права забывать о тех, кто слабее него, кто нуждается в помощи. Как бы подтверждая пра­вильность выбранного его героинями пути, писатель ведет их к счастливому финалу.

Тема чистоты и красоты человеческой души остается актуальной и в наше время, когда пошатну­лись многие нравственные устои общества, когда ду­ховное, чисто человеческое уходит на задний план, а вперед выступают такие чувства, как алчность, бес­принципность, цинизм и т. п. Но пока творение великого писателя живо, остается надежда, что оно поможет хотя бы небольшому количеству людей пра­вильно выбрать свой жизненный путь.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.