Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Композиция романа «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Какая громада и какая стройность.

Н. Н. Страхов

 

«Война и мир» — широкая историческая эпопея, главным героем которой является русский народ. В дневниках С. А. Тол­стой записаны прямые высказывания об этом Л. Н. Толстого. «Я стараюсь писать историю народа», — говорил он. «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, ос­новную мысль. Так... в «Войне и мире» я любил мысль народ­ную...»

Основной идеей произведения является непобедимая сила народного патриотизма. Тема и идейная направленность про­изведения здесь, как и везде, определяют его жанр, компози­цию, образную систему, язык.

В «Войне и мире» нашла яркое отражение жизнь России и отчасти Западной Европы первых двух десятилетий XIX века. Великие исторические события переносят ход дей­ствия из России в Австрию, Пруссию, Польшу, на Балканы, из Смоленска в Москву, Петербург, русскую и немецкую де­ревню, из царского дворца, великосветской гостиной, помещи­чьей усадьбы на поле сражения, в госпиталь, в барак военно­пленных. До читателя доносятся отзвуки буржуазной Фран­цузской революции, перед ним проходят европейские войны 1805—1807 и 1812—1813 годов, разгораются великие битвы народов, рушится империя Наполеона. Наряду с этим автор показывает недовольство своим положением крепостных крес­тьян, законодательную деятельность Сперанского, общий патриотический подъем 1812 года, наступление реакции, органи­зацию первого тайного революционного общества.

Кульминацией «Войны и мира» является Бородинское сра­жение. Эта кровопролитная битва, в которой силы воюющих сторон были напряжены до последнего предела, стала исход­ным моментом спасения России, с одной стороны, гибелен армии Наполеона и крушения его могущества — с другой. Эпилог, из которого мы узнаем об организации тайного обще­ства, воспринимается как начало нового романа.

В качестве героев романа выступают как вымышленные действующие лица, так и знаменитые исторические деятели.

В свете всех этих исторических событий и явлений Толстой изображает крестьянство и городскую бедноту, придворное и поместное дворянство, передовую дворянскую интеллигенцию.

Изображению жизни и характеров людей придают живость и яркость широкие бытовые полотна: полковая жизнь солдат и офицеров, госпиталь, жизнь крепостной деревни, торжест­венные званые обеды в Москве, раут и бал в Петербурге, бар­ская охота, ряженые и т. д.

Основные действующие лица романа взяты из дворянской среды, в этом же направлении развивается и сюжет. Через весь роман проходит история четырех семей: Ростовых, Болкон­ских, Курагиных и несколько раз менявшей свой состав, кроме главного героя, семьи Безуховых. Эти четыре повествователь­ные линии положены в основу сюжета «Войны и мира». Однако не только Ростовы, Болконские, Курагины, Безухов, неизмен­но находящиеся в поле зрения автора, не только такие крупные исторические фигуры, как Кутузов и Наполеон, приковывают его внимание: все 559 действующих лиц находят свое опреде­ленное место в романе, их характеры и поведение социально и исторически обусловлены. Одни из них появляются ненадол­го и затем теряются в общей массе, другие проходят через все произведение, но все они воспринимаются читателем как живые люди. Нельзя ни забыть, ни смешать друг с другом, если они обрисованы даже немногими чертами, как, например, Лаврушка, офицер Телянин, княгиня Курагина, староста Дрон, пляшущий на морозе без подметки солдат и бесконечное множество других.

Но главным героем здесь является народ, в центре внима­ния автора — его массовый образ. В «Войне и мире» встреча­ются ярко очерченные характеры, почти не выступающие из общего массового фона. Они заявляют о себе одной-двумя реп­ликами, получают меткую, но мгновенную обрисовку иногда в двух-трех штрихах, появляются на сцене один-единственный раз в пределах немногих строк и затем исчезают, чтобы более не вернуться. Показывая с исключительной силой и убедитель­ностью патриотизм, человечность, чувство правды и справед­ливости русского народа и тяготеющей к нему лучшей части дворянской интеллигенции, Толстой противопоставляет им оторвавшуюся от народа придворную аристократию, находя­щуюся в состоянии безнадежного морального распада. В то время как народные массы, переживая тяжелые страдания и лишения, напрягают все силы для борьбы с врагом, придвор­ные занимаются ловлей рублей, крестов и чинов; графиня Безухова ведет переговоры с иезуитами и вступает в «лоно като­лической церкви» в целях заключения брака с иностранным принцем и т. п. Так, перед читателем в плане антитезы высту­пают два социальных мира.

Прием контраста используется Толстым и при сопоставле­нии народного полководца Кутузова и завоевателя Наполеона.

Большую значимость имеет этот композиционный прием и при изображении других действующих лиц, как, например, Андрея Болконского и Пьера, а также целых групп различного внутреннего склада людей (офицеров разного типа, как, на­пример, Тушин, Тимохин, Дохтуров, с одной стороны, и Берг, Жерков, Бенигсен и пр. — с другой).

Читая роман, замечаешь, что образы, имеющие обличи­тельный характер, как Курагины, Долохов, Берг, Наполеон, Александр I , даны статично; характеры же положительных героев, как Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Рос­това, Марья Болконская, показаны в развитии, во всей слож­ности и противоречивости их внутренней жизни. Это изуми­тельное искусство изображения внутренней жизни человека в ее непрестанном движении, эта гениальная способность про­никновения в самые тайники душевной жизни, равной которой мы до Толстого не знаем, была впервые отмечена Чернышев­ским. Он писал о произведениях Л. Н. Толстого, что писателя интересует «всего более — сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души». И дальше: «Это изо­бражение внутреннего монолога надобно, без преувеличения, назвать удивительным... та сторона графа Толстого, которая дает ему возможность уловлять эти психические монологи, составляет в его таланте особенную, только ему свойственную силу».

Во время своего пребывания в Ясной Поляне В. Г. Коро­ленко как-то сказал Льву Николаевичу: «Вы умеете схватить это движущееся в человеческой природе и запечатлеть его, а это самое трудное».

Эта внутренняя динамика мыслей, чувств, стремлений лю­бимых героев Толстого на протяжении всего романа в основном определяется их исканиями тех возможностей, при которых жизнь наполнилась бы содержанием, осмыслилась широкой полезной деятельностью, и хотя их путь неровен, вся их жизнь — движение вперед.

А рядом с ними «действовали» люди с омертвевшей душой:

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.