Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: История жизни Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Лев Николаевич Толстой создавал роман «Война и мир» с 1863 по 1869 год. Первоначально он замышлялся как роман о возвращении декабриста из ссылки в 1856 году, и главным героем должен был быть Петр Иванович Лобадов. В образе Лобадова Толстой хотел показать трагедию героя декабрист­ского восстания, чья эпоха осталась в прошлом и который уже не сможет обрести себя в изменившемся обществе. Но для того, чтобы достоверно воссоздать события 1825 года, Толстому при­шлось вернуться к истории Отечественной войны (как написал в своем дневнике один из декабристов: «...все мы вышли из войны 1812 года...»). Первые главы романа первоначально назывались «1805-й» и рассказывали об истоках войны и о людях, участвовавших в ней. Так появились главные герои произведения, в том числе один из любимых автором — Анд­рей Болконский.

Важно заметить, что для положительных героев Толстого всегда характерен сложный жизненный путь, полный невер­ных поступков, ошибок, болезненных поисков своего предна­значения в жизни.

Постараемся проследить судьбу Андрея Болконского и пути его нравственных исканий в романе.

Итак, впервые мы встречаем князя Андрея, человека с «усталым, скучающим взглядом», в светском салоне Анны Павловны Шерер, где собираются все лучшие представители высшего петербургского общества, люди, с которыми впослед­ствии будет пересекаться судьба героя: «красавица Элен» Ку-рагина и ее брат Анатоль, «главный кутила» Петербурга, Пьер Безухов, внебрачный сын графа Безухова, и другие. Некоторые появляются здесь, чтобы показать себя в свете, другие — чтобы сделать себе карьеру, продвинуться по службе. Совершив обряд приветствия «никому не известной... и не нужной тетушки», гости собираются, чтобы начать непринужденный светский разговор, и хозяйка салона «преподносит» своим гостям аббата Морио и виконта Мортемара, «как ростбиф на горячем блюде». Князь Андрей безразличен к этому обществу, он устал от него, «попав в заколдованный круг», из которого не вырваться, он решает найти свое предназначение на военном поприще, и, оставив жену, которую не любит («...Никогда не женись... — говорит он Пьеру, — не женись до тех пор... пока ты не пере­станешь любить ту женщину, какую ты выбрал...»), отправ­ляется на войну 1805 года, надеясь обрести «свой Тулон». Здесь очень важно заметить, что, с одной стороны, являясь врагом Наполеона, Болконский в то же время охвачен идеями напо­леонизма: перед сражением он признается себе, что готов по­жертвовать отцом, сестрой, женой, готов пролить кровь других людей ради своей личной победы, чтобы занять место Кутузова, а потом — «неважно, что будет потом...».

Когда начинается бой, Болконский хватает знамя и, «во­лоча его по земле», бежит впереди солдат, чтобы прославиться, но получает ранение — «как будто палкой по голове». Открыв глаза, Андрей видит «высокое, бесконечное небо», кроме ко­торого «ничего, ничего нет и... все пустое, все обман...», и Наполеон кажется всего лишь маленьким, ничтожным чело­вечком по сравнению с вечностью. С этого момента в душе Болконского начинается освобождение от наполеоновских идей.

Возвращаясь домой, князь Андрей мечтает начать новую жизнь уже не с «маленькой княжной» с «беличьим выраже­нием» лица, а с женщиной, с которой надеется наконец создать единую семью, но не успевает — жена умирает при родах, и упрек, который Андрей прочел на ее лице: «...что же вы сде­лали со мною?» — всегда будет преследовать его, заставляя чувствовать себя виноватым перед ней.

После смерти княгини Лизы Болконский живет в своем имении в Богучарово, занимаясь устройством хозяйства и ра­зочаровавшись в жизни. Встретившись с Пьером, полным новых идей и стремлений, вступившим в масонское общество и желающим показать, что он «другой, лучший Пьер, чем был раньше», князь Андрей относится к своему другу с иронией, считая, что «он должен доживать свою жизнь... не тревожась и ничего не желая». Себя он ощущает потерянным для жизни человеком.

Поехав в Отрадное к графу Ростову по делам, Болконский проезжал по зеленеющему лесу, увидел дуб, который, расто­пырив сучья, казалось, говорил: «Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...»

Согласившись переночевать в Отрадном, Болконский, по­дойдя ночью к окну, услышал голос Наташи Ростовой, кото­рая, восхищаясь красотой ночи, хотела «взлететь» к небу.

Возвращаясь обратно и поехав лесом, князь Андрей искал дуб и не находил. Дуб расцвел, покрылся зеленью и, казалось, любовался собой. И в этот момент Андрей решил, что в 31 год жизнь не только не закончена, а, наоборот, лишь начинается. И желание сделать так, чтобы и девочка, которая хотела уле­теть в небо, и Пьер, и все-все узнали о нем и «чтобы не жили они так независимо от его жизни, чтобы на всех она отража­лась...», охватило его. Вернувшись в Петербург, Андрей по­ступил на чиновничью службу и занялся созданием законо­проектов, сошелся со Сперанским, но вскоре отказался от этой службы, с ужасом для себя поняв, что и здесь, занимаясь вопросами государства, люди руководствуются исключительно своими личными интересами.

Вновь возродиться к жизни помогла Болконскому любовь к Наташе Ростовой, с которой он встретился на балу по случаю наступления 1811 года. Не получив разрешения отца на же­нитьбу, князь Андрей уехал за границу.

Наступил 1812 год, началась война. Разочаровавшись в любви Наташи после ее измены с Курагиным, Болконский отправился на войну, несмотря на свою клятву больше никогда не служить. В отличие от войны 1805 года, теперь он не искал славы для себя, а желал отомстить французам, «своим врагам », за смерть отца, за искалеченные судьбы многих людей. Нака­нуне Бородинского сражения Болконский не сомневался в по­беде и верил в духовную силу русского народа, который под­нялся на защиту Отечества и Москвы. Теперь в Андрее не было того индивидуализма, который был прежде, он ощущал себя частью народа. После смертельного ранения, полученного им на поле боя, Андрей Болконский наконец нашел, по мнению Толстого, ту высшую истину, к которой должен прийти каж­дый человек, — он пришел к христианскому мировоззрению, понял смысл основополагающих законов бытия, которых рань­ше не мог постигнуть, и простил своего врага: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал бог на земле... и которую я не понимал».

Итак, постигнув законы высшей, христианской любви, Андрей Болконский умирает. Он умирает потому, что увидел возможность вечной любви, вечной жизни, а «всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не лю­бить, значило — не жить этою земною жизнью...».

Чем больше князь Андрей отдалялся от женщин, «тем больше разрушалась преграда между жизнью и смертью» и открывался ему путь в новую, вечную жизнь. Мне кажется, что в образе Андрея Болконского, человека противоречивого, способного ошибаться и исправлять свои ошибки, Толстой во­плотил свою главную идею о смысле нравственных исканий в жизни любого человека: «Чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться... а главное — бороться. А спо­койствие — душевная подлость».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.