Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Истинная и ложная красота


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Истинная и ложная красота человека (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») заключеда в оценке историчес­ких событий, характеров людей. Уже само название книги указывает на контраст. Писатель постоянно прибегает к методу противопоставления между действиями, образами героев про­изведения. Характеризуя действующих лиц, оценивая их по­ступки, он сравнивает Наташу Ростову и Элен Безухову, княж­ну Марью и Жюли Карагину, Николая Ростова и Бориса Дру-бецкого и др.

С первых же страниц романа в облике, манерах, движениях каждого из героев обнаруживается и затаенная суть этих людей, и авторское отношение к ним. Многое в их будущей судьбе нам еще не известно, многое даже окажется непредви­денным. Но контраст фальшивого, показного и человечески подлинного возникает с самого начала. Знакомя нас с блиста­тельным салоном Анны Павловны Шерер, Толстой противопо­ставляет растленную жизнь петербургской аристократии есте­ственной жизни людей, близких народу. Это и Наташа Ростова, и ее брат Николай, и Пьер, и княжна Марья. Подробней мне бы хотелось остановиться на сопоставлении Николая и Бориса, Наташи и Элен.

В Наташе преобладает способность откликаться всем своим существом на то, что трогает ее сердце. Воспитанные в атмо­сфере духовности, она и ее брат отдаются с головой первому влечению сердца. Сначала это непосредственная девочка, тонко чувствующая добро и правду, природу, истинную красоту че­ловека. Эти качества она не утрачивает и в более зрелом воз­расте. И здесь для лучшей передачи ее образа Толстой проти­вопоставляет ей Элен. В отличие от этой светской красавицы Наташа не блещет красотой внешней, но она подлинно пре­красна.

«В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользящих по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это • так необходимо». Изображая живые глаза, милую выразитель­ную улыбку Наташи, автор постоянно указывает на богатство ее духовного мира. «Однообразно-красивая улыбка» Элен — застывшая лицемерная маска, с помощью которой она скры­вает свою глупость, безнравственность. Духовный мир Наташи проявляется и в мыслях, и в рассуждениях, и во внутренних монологах. Мыслей же Элен мы нигде не встречаем. Рисуя светлый мир молодой, цветущей жизни Наташи, Толстой по­казывает и заблуждения юной наивной души, которая неожи­данно потянулась к пустому и пошлому человеку — Анатолю Курагину. В сцене спектакля Наташа сначала преисполнена «равнодушия ко всему окружающему», но вскоре под «тенью Элен» она теряет свою непосредственность и даже улыбается Борису такой же улыбкой, какой улыбалась Элен. К концу спектакля Наташа смотрела на сцену совершенно уже подчи­ненная тому миру, в котором она находилась. Все, что проис­ходило перед нею, уже казалось ей вполне естественным; но зато все прежние ее мысли о женихе, о княжне Марье, о де­ревенской жизни ни разу не пришли ей в голову, как будто все это было давно прошедшее. Все, что произошло потом, оценивается автором как духовная эволюция любимой герои­ни. И в этой картине ее позора и отчаяния по-новому просту­пает линия контрастных сопоставлений естественного и фаль­шивого в человеческом поведении. Фальшь, искусственность, ложный блеск постоянно присутствуют в салоне Элен Безухо-вой, глупой красавицы, пользующейся репутацией прелестной и очень умной женщины. Да и не только в салоне. В этом и беда, что общество, за исключением немногих людей, не спо­собно различать истинную и ложную красоту человека. Так, Андрей Болконский не смог понять Николая Ростова и стал приближать к себе Бориса; княжна Марья не оценила с самого начала Наташу. Тем более ее (Наташу) не способны понять и Берг, и Борис, и Анатоль. Недаром Толстой почти не приводит внутренних монологов нравственно чуждых ему героев — Берга, Анатоля, Бориса. Для писателя главный критерий под­линно красивого человека — его способность к душевному раз­витию. Именно поэтому нравственная красота любимых героев Толстого проявляется в непрерывной борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.