Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Испытание смертью в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В своем романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой реализуе несколько целей. Одна из них - показать развитие, «диалектику души» героев произведения. Можно отметить, что, следуя этой цели, писатель подвергает персонажей испытаниям: испытанию любовью, испытанию се­мейной и светской жизнью, испытанию смертью. Последнего испытания не избежал почти никто из главных героев. Смерть приходит в жизнь каждого из них по-разному: то врывается гибелью близкого человека, то впивается в грудь осколком снаряда, порой пролетает мимо темной тенью, оставляя беспокойство и страх, а порой - просветление души, желание жить дольше и лучше.

Некоторых своих героев Толстой «испытывает» даже не один раз. Например, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Андрей Болконский впервые сталкивается лицом к лицу со смертью на поле Аустерлица, когда его ранили во время сражения. И этот момент является одним из ваяшейших этапов его духовного развития. Князю Андрею открылось «высокое небо», он понял, что «все пустое, все обман, кроме этого беско­нечного неба». Этим «всем» были его стремления, честолюбивые мечты. Второе ранение, уже смертельное, полученное им во время Бородинского сражения, пробуждает в герое страстное желание жить, потому что именно в этот момент герой понял наконец-то смысл жизни. Теперь он стал размышлять о чем-то огромном, таком, как страна, народ, ощущать себя частицей этого народа. Он ощутил себя частицей этой жизни, а прежде он считал себя обособленным от жизни людей. Это «просветление», этот переход от «я» к «мы» показан автором как высшее достижение, как обретение себя. Он наконец-то находит до той поры неизвестный ему смысл жизни (любовь божескую) и умирает.

Другой пример благотворного воздействия «дыхания смерти» — это испытания Пьера Безухова. Первое испытание такого рода Пьер перено­сит во время дуэли с Долоховым из-за Элен. Тогда, встретившись лицом к лицу с неизбежным, Пьер начинает понимать, как глупо и бессмысленно ради прихоти убивать другого человека. Именно с этого момента, по мое­му мнению, начинается духовное пробуждение Пьера. Перенесенная Безу­ховым угроза расстрела в плену у французов вкупе с влиянием немудре­ной философии Платона Каратаева далее открывают перед Пьером воз­можность наслаждения самой жизнью, такой, какая она есть в данный момент, которая была скрыта от князя Андрея.

Такой уникальной способностью жить счастливо и дарить счастье окружающим обладала с рождения Наташа Ростова, ставшая впослед­ствии женой Пьера. Ровное течение ее жизни нарушает лишь вмешатель­ство отрицательного персонажа Анатоля Курагина, что в итоге толкает Наташу к попытке самоубийства. Однако она выдерживает это испыта­ние смертью. Желание жить перебороло в Наташе желание умереть. В дальнейшем заложенная в ней жизненная сила, главная составляющая которой - любовь, помогает героине преодолеть кризис. Как ни странно, известие о смерти Пети, страдания матери помогают ей опять полюбить жизнь, жить во имя близких.

Однако не всегда смерть или угроза смерти помогает героям осмыс­лить жизнь. Например, смерть Лизы, жены князя Андрея, становится все­го лишь упреком ему, тогда еще холодному и потерявшему интерес к судьбе своей и своих близких. Смерть Элен Курагиной, отрицательного персонажа, показывает нам, как незаметна смерть человека, существова­ние которого было столь же мелко и бесполезно. Уход из жизни Элен не вызывает никакого чувства жалости. Писатель лишь вскользь упоминает о нем.

Однако, как ни странно, смерть идеального героя Платона Каратаева также не вызывает жалости. Сожаление — да, но не жалость. Каратаев не боится смерти, он принимает ее, как и любой из атрибутов жизни, поэтому в ней и нет трагичности. Платон Каратаев слился с природой, частью которой он был, растворился в ней. Но растворился не бесследно. Та народная мудрость, которая жила в нем, перешла к Пьеру Безухову. «...Пла­тон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого...». Мы сожалеем об уходе из жизни «вполне хорошего» человека.

«Надо жить, надо любить, надо верить», - таким образом Пьер Безу хов выражает мнение самого автора романа о том, как достигнуть счастья и гармонии с самим собой. Однако не каждый может жить в соответствии с этими принципами. Одни герои проходят испытание смертью и продол­жают жить, осознав ценность жизни и неизбежность смерти. Другим же это осознание приносит лишь успокоение перед уходом из жизни: они проходят испытание смертью, часто оказывающееся испытанием жизнью.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.