Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Значение образа Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман «Война и мир» Л. Н. Толстого — величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. На страницах книги подняты сложные философские воп­росы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и враж­да, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл ис­тории. Перед читателями романа, по словам И. С. Тургене­ва, «проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными людьми... Развертывается целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадле­жащих ко всем слоям общества». Л. Н. Толстой говорил, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную». Эти слова отнюдь не случайны. Они выражают центральную идею не только романа, но и времени — шестидесятых го­дов XIX века. Русские писатели стремились разгадать тай­ну национального характера, понять русскую душу. Л. Н. Толстой — один из первопроходцев на этом пути. Воплощением авторского представления о человеке из на­рода, олицетворением «духа простоты и правды» стал Пла­тон Каратаев.

Среди большого числа героев романа «Война и мир» скромный солдат Апшеронского полка, о котором расска­зывается в нескольких главах четвертого тома книги, вы­глядит эпизодическим персонажем. Появление Платона Каратаева традиционно связывается с одним из этапов ду­ховных исканий Пьера. Встреча с крестьянином в солдатс­кой шинели означала для Безухова приобщение к народ­ной мудрости, сближение с простыми людьми, обретение «спокойствия и довольства собой, к которым он тщетно стремился прежде», душевной свободы и умиротворения. Однако Платон Каратаев не только сыграл важную роль в судьбе любимого героя Толстого, но и помог самому автору ответить на вопрос о природе русского характера.

В образе человека из народа писатель показал носителя «роевого сознания». Платон принадлежит к миру кресть­янской общины. Его облик не индивидуализирован, под­черкнуто лишен каких бы то ни было личностных харак­теристик, потому что Каратаев живет в полком согласии со всем миром. Он чувствует себя частицей единого и сла­женного природного организма, «частицей целого»: «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь». Герой Толстого лишен эгоистичес­ких желаний, подчинен некоему высшерлу разуму, все со­здавшему и за все отвечавшему. Платон Каратаев живет легко и радостно. Ему чуждо стремление изменить окружа­ющую действительность, переделать ее в соответствии с ка­кими-то абстрактными идеалами. Такова, по мнению Тол­стого, идея свободы, рожденная «роевым сознанием».

Смысл бытия для Платона Каратаева — радостное ощу­щение слияния с миром. Его отношение к жизни выража­ется единственным словом — любовь. Каратаев не имел «привязанности, дружбы, любви, как понимал их Пьер», но «любил и любовно жил со всем, с чем сводила его жизнь». Это глубокое христианское чувство составляло суть души Платона, суть народной души. Оно помогало герою, проходя через испытания, не утрачивать веры в жизнь, ос­нованной на бескорыстней и всепоглощающей любви к зем­ному миру. Каратаев безропотно принимает все, что нис­послано свыше. Он рассказывает пленным историю невинно осужденного купца, смирившегося, готового пострадать «за свои да за людские грехи». Смысл этой притчи в том, что «на все Господня воля». Как бы ни сложилась судьба, Бог знает, куда ведет раба своего. Каратаев не смеет ничего требовать от жизни. Толстовский «Божий человек» кроток и счастлив тем

малым, что имеет. Даже предчувствуя приближение смерти, он не утрачивает ощущения «восторженной радости».

С момента появления героя любое его описание сопро­вождается эпитетом «круглый». Пьер почувствовал «что-то приятное, успокоительное и круглое в ... спорых движе­ниях маленького человека», случайно замеченного им в «противоположном углу балагана». Рассмотрев незнаком­ца повнимательнее, Безухов отмечает, что «первое впечат­ление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкой французской шине­ли, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совер­шенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круг­лые». В памяти Пьера Каратаев навсегда остался «олицет­ворением русского, доброго, круглого». Такое настойчивое повторение одного и того же слова было необходимо писа­телю, чтобы подчеркнуть бесконечность и самодостаточ­ность каратаевского мира. Круг — символ завершенности, гармонии 5 вечности. Определяющая черта в портрете Пла­тона невольно связывается с образом жизни-шара из сна Пьера. Толстой, используя различные художественные сред­ства, стремился объяснить читателям заинтересовавшее его представление о целостности и неделимости земного суще­ствования.

Стремясь понять мировоззрение простого человека, Тол­стой обращается к фольклору. Именно в устном народном творчестве воплощены представления, мораль, взгляды на жизнь, многовековой опыт и традиции русских людей. По­словицы и поговорки не сходят с уст Платона. На любой случай у Каратаева готов ответ, заповеданный дедами и пра­дедами: «Час терпеть, а век жить»; «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки»; «Положи, боже, камушком, подними калачиком». По словам писате­ля, поговорки, которыми наполнена речь героя, «были те народные изречения, которые кажутся незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глу­бокой мудрости, когда сказаны кстати». Глазная особен­ность речи Платона — «непосредственность и спорость», в его рассказах «события самые простые... получали характер торжественного благообразия». Каратаев мыслит и оце­нивает происходящее, спираясь на народные традиции. Он уверен в неизменности мира и человека.

По-своему прекрасные каратаевские идеи противопо­ложны идее движения, развития, напряженного поиска ис­тины, которой жил Безухое. Платон явился Пьеру в страш­ный момент и вернул герою веру «ив благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога. Эта встреча исцелила молодого графа Безухова, но путь Платона ему чужд. Перед самой смертью «Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми глазами... видимо, подзывал к себе, хотел сказать что-то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда и поспешно отошел».

В главах романа, воспроизводящих историю знакомства Пьера с Каратаевым, Толстой использует прием антитезы, на котором построен весь роман: идее неизменности, пре­допределенности и целостности существования противопо­ставлена мысль о непрекращающемся самосовершен­ствовании человека и совершенствовании мира. Раздумья Толстого о тайне русской души приводят писателя к при­знанию существования «в одном этносе двух типов созна­ния»: Платон Каратаев — воплощение «коллективного ра­зума», «общинной правды», Пьер — воплощение вечного поиска истины, неудовлетворенности собой и жизнью в целом. Обращение Толстого к проблемам народного характера, изображение его двойственным, неоднозначным сыграло важную роль в развитии русской литературы и философии. Открытия писателя легли в основу религиозных исканий XX века. Нравственный кризис, переживаемый человече­ством, заставляет вновь и вновь обращаться к вечным цен­ностям, провозглашенным Толстым.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.