Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Духовная эволюция Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Пьер Безухов — один из самых любимых героев Тол­стого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизическом плане романа этот образ является ключе­вым для понимания смысла великой эпопеи.

Первая встреча с Пьером происходит в салоне Анны Шерер. Уже тогда этот «опасный молодой человек» не впи­сывался в жизнь светской черни, где главное — мелкие эго­истические интересы, где вместо людей — маски, а настоя­щие человеческие чувства подменены их жалкой имитацией. Пьер же с самого начала ищет чего-то более глубокого. В начале своего жизненного пути он, как и князь Андрей, увлеченный успехами Наполеона, представляет себе свои будущие подвиги и достижения, но все это так и остается у него умозрительными мечтаниями.

От природы Пьер чересчур податлив, мягок, склонен к со­мнениям, поэтому светская жизнь с ее соблазнами затягива­ет его, он становится ведом ею, погрязая в кутежах и разгулах, но в то же время понимает никчемность такой жизни.

С ужасом Пьер обнаруживает, что из многообещающе­го молодого человека он превратился в обыкновенного по­мещика-трутня: «Все в нем самом и вокруг него представ­лялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным». Пьер знает, что светские правила и нормы поведения ничего не стоят по сравнению с «чем-то необъятным и та­инственным», однако он слишком слаб, чтобы владеть со­бой, и совершает ошибку, чуть не ставшую роковой: вызы­вает на дуэль Долохова.

К этому времени он не умом, а сильно развитой интуи­цией понял настоящую сущность Элен: «Пустая, глупая и развратная женщина», однако ложный страх, что постра­дала его честь, приводит его в бешенство.

Безухов находится в постоянном поиске правды жиз­ни, смысла человеческого существования. Те вопросы, о ко­торых иные даже не задумывались, ему, напротив, не да­вали покоя. Бесконечные духовные искания привели его в масонскую ложу. Все, что говорили ее представители, ка­залось Пьеру тогда истиной в последней инстанции, несмот­ря на то, что многое из окружавшей их сложной символи­ки было ему непонятно. Позднее он переживает разочаро­вание в масонстве, понимая его фальшь и неискренность. Этому этапу жизни Безухова предшествует его наивная влюбленность в Наполеона. Он, как и Андрей Болконский, увлекается образом великого императора и полководца, видя в нем центр вселенной. Культ личности Наполеона был типичен для многих молодых представителей светско­го общества того времени, и Толстой сознательно позволя­ет своим героям пережить это увлечение, давая возможность им самим сделать выбор.

Пьер очень болезненно переживает разочарование в своем кумире: от восхищения и обожания он приходит к непреодо­лимому желанию убить его. Уверенность в правильности та­кого поступка и твердая решимость осуществить его застав­ляют Безухова идти по горящей Москве, забыв обо всем. В тот момент он был буквально одержим своей идеей.

Война 1812 года, сломавшая все прежние устои, став­шая испытанием для каждой отдельной личности, не ми­нула и Пьера, прервав его бесцельную жизнь. С радостью бросает он «богатство, удобство, комфорт, составляющий счастье многих людей в мирное время», и идет на войну.

Смысл жизни он начинает видеть лишь после сближе­ния с народом, с его самыми простыми представителями. Впервые герой соприкасается с ними на Бородинском поле, видит их подлинный, а не показной, как в высшем обще­стве, патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину, го­рячую и страстную любовь к ней. Он и сам ощутил эту «скрытую теплоту патриотизма», когда оказался в плену. Выжить ему удалось, лишь выдав себя за простого кресть­янина, скрыв свое настоящее социальное положение. Имен­но в этот период жизни Пьера и начинается его сближение с народом.

Здесь, на войне, видя смерть, кровь и страх, Пьер входит в народную жизнь, здесь начинается его духовное перерожде­ние. Он получает простые и ясные ответы на вопросы «кто прав, кто виноват и какая сила управляет всем», так долго мучившие его. «Главный винт» в голове героя, ранее «вертев­шийся, ничего не захватывая», теперь «попадает в резьбу».

Пьер начинает жить общей жизнью, не умозрительно, а всем сердцем. В разоренной и сожженной Москве герой получает «те спокойствие и довольство собой, к которым стремился прежде». Встреча с Платоном Каратаевым про­буждает в его душе гармоничное народное начало, основан­ное на счастье в этой жизни, на этой земле, а не там, «при званное не отрицать земную жизнь, а высветить и одухотво­рить ее»: «То, что ранее он искал и не нашел в масонстве заново открылось ему здесь, в тесном бараке». Испытывая физические лишения, Пьер с каждым днем становился все счастливее и счастливее, ибо понял, что жить на свете — огромное счастье, не отраженным интеллектуальным суще­ствованием, а непосредственным ощущением радости этой земной жизни. Только сблизившись с ним, Пьер начал по­нимать истинную логику жизни и ее законы. Через ужас смерти, страдания, лишения, через непосредственное ощу­щение жизни он пришел к «миру» с самим собой, нашел то, к чему всегда стремился. Позднее, в 1820 году, он на­зовет дни, проведенные в общении с Платоном Каратае­вым, одними из самых счастливых дней в своей жизни. Ведь именно тогда он наконец осознал, что «человек создан для счастья», а «жизнь есть Бог».

Правда, в эпилоге Пьер все же отходит от Каратаева, хотя кое в чем, по его мнению, тот одобрил бы его. Это кое-что — семейная жизнь Наташи и Безухова. Последний говорит о Платоне следующие слова: «Что он одобрил бы — нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью пока­зал бы ему нас». Но на вопрос Наташи: «А одобрил бы он тебя сейчас?» — отвечает отрицательно. Герой возвраща­ется к своим духовным исканиям «путем мысли». Благо­образие, воспринятое от Каратаева, удержалось в семейной жизни. В отличие от мертвой сущности первой жены Безу­хова, Элен, Наташа Ростова — духовно богатая натура; в ней было сосредоточено главное достоинство женщины — способность любить, понимать, чувствовать. Она «раство­рилась» в своем муже, искренне жила его интересами. Се­мья, показанная Толстым, — как маленькая модель мира, без которой невозможно существование общества. Для Пье­ра она награда, благословение. Сведя под крышей одного дома Болконских, Ростовых, Безухова, автор поет гимн се­мье, являющейся, по его мнению, высшей формой духов­ного единения людей.

В эпилоге лишь подтверждается тот урок, который по­лучил Пьер во время Отечественной войны.

В эпилоге Пьер выказывает желание вступить в тайное общество. Таким образом, круг размыкается: ничего еще не решено окончательно, итоги не подведены. В сущности это было бы невозможно: жизнь не стоит на месте, в ней что-то постоянно меняется. Так и Пьер не останавливает­ся на достигнутом, продолжает искать что-то новое. Жизнь героя показана в динамике, в беспрестанном движении. Главное противоречие вновь звучит в финале романа — противоречие между жизнью сознательной и жизнью не­посредственной, жизнью разумом и жизнью сердцем.

Непосредственность, одухотворенная чувственность Ната­ши сходна с народной чуткостью и отзывчивостью Платона Каратаева, недаром Пьер замечает своей новой жене, что Ка­ратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь. В образе Пьера Толстой хотел показать, как оформля­ется в человеке высшее понимание земной жизни, как тя­жело приходит оно и какое счастье приносят одухотворен­ные человеческие радости.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.