Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Война в изображении Льва Толстого в романе «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Война не любезность, а самое

гадкое дело в жизни...

Л. Н. Толстой

 

Чтобы разобраться в многообразии героев и в слож­ных событиях, я дважды перечитывал «Войну и мир». Не знаю почему, но страницы, посвященные философ­ским размышлениям, я не пролистывал, как другие, а старался понять. Конечно, многого я все-таки не понял, но кое-что важное (над чем еще надо много размышлять) подсознательно усвоил.

Сегодня очень много говорят о религии. Сам я вос­питан в семье атеистов и пока не чувствовал потребно­сти в боге. Но если это когда-то случится, я, наверное, прежде всего обращусь к творчеству Льва Николаеви­ча, потому что никто лучше его не объяснил истины ре­лигии. Сам он считал вершиной человеческой мудрос­ти христианские заповеди, главная из которых «Не убий!». Вот почему он разрушает романтические пред­ставления о войне, отрицает ее, считая величайшим проявлением зла, «противным всей человеческой при­роде событием».

В детстве я очень любил смотреть военные фильмы. На экране десятками умирали наши и враги, рвались снаряды и бомбы, неся смерть и страдания. Сегодня, когда идут совсем рядом военные действия, война в моем сознании все ясней представляется в своем звери­ном обличье. Роман Толстого помог мне еще глубже осознать ее аморальность.

После его прочтения припомнилась длинная череда войн и кровопролитий, которые выпали на долю госу­дарства Российского. Но, может быть, именно Толстой показал войну как явление с такой беспощадной искрен­ностью. Описание военной кампании 1805—1807 годов и Оте­чественной войны 1812 года внешне составляет собы­тийную основу романа-эпопеи. Но автора интересует прежде всего не хроника военных действий и просче­ты полководцев, а самый главный факт войны — убий­ство.

Везде: в философских размышлениях, речах и по­ступках героев, пояснениях автора — явно или подспуд­но выражается позиция великого гуманиста: «Цель вой­ны убийство, орудия войны — шпионство, измена и по­ощрение ее, разорение жителей...»

Показывая патриотизм, справедливость борьбы рус­ского народа с Наполеоном, автор все новыми и новы­ми способами и деталями внушает читателю отвраще­ние к войне. Так, вдумываясь в разговор Болконского и Безухова накануне Бородина, в котором предельно ясно выражена вся позиция Толстого по данному вопросу, содрогаешься при мысли о том, что война неимоверно ожесточает даже самых лучших. Ведь не изверг же князь Болконский, говорящий: «Не брать пленных, а убивать и идти на смерть!»

Одна из главных линий книги — разочарование кня­зя Андрея в самой идее войны, в героизме, в особом при­звании военных. От мечты совершить подвиг и спасти всю армию он приходит к мысли, что война — «страш­ная необходимость», которая допустима, только когда «разорили мой дом и идут разорить Москву», что воен­ное сословие характеризуется праздностью, невеже­ством, жестокостью, развратом, пьянством. И законо­мерен конец князя Андрея. На краю гибели он думает: «Неужели это смерть? Я не могу, я не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...» И го­рячее чувство жалости охватывает нас, когда мы чита­ем его предсмертный вопрос: «Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью?»

Война в романе, описанная во всей полноте и гро­мадности, предстает перед читателями как бессмысленная бойня, затеянная ради славы и величия ничтожных людей. Писатель противопоставляет Кутузова, стремя­щегося сократить число жертв, Наполеону, для которо­го сообщение об убитых и раненых — лишь статистичес­кие сводки для его замыслов. Император показан совер­шенно равнодушным к смерти и страданиям, с удоволь­ствием рассматривает убитых и раненых, словно поле битвы — место экскурсии, а не великой скорби.

Толстой очень много сил тратит, чтобы развенчать французского полководца, образ которого сильно зани­мал умы русского общества. Еще Пушкин писал:

 

Мы все глядим в наполеоны.

Двуногих тварей миллионы.

 

Сильно романтизировал Бонапарта Лермонтов. Осо­бенно трогательно стихотворение «Воздушный ко­рабль». Раньше оно вызывало у меня слезы, особенно это место:

 

Стоит император один —

Стоит он и тяжко вздыхает,

Пока озарится восток,

И капают горькие слезы

Из глаз на холодный песок.

 

Толстой как бы разворачивает афоризм Пушкина о том, что гений и злодейство — вещи несовместимые. Для него человек, который видит свое предназначение в том, чтобы всю жизнь воевать, завоевывать новые зем­ли, лишать жизни сотни тысяч людей ради тщеславия, никогда не может быть героем. Зато один из его люби­мых персонажей — князь Андрей — неизбежно прихо­дит к мысли, что война — явление бессмысленное и гад­кое. И недаром Бородинское сражение показывается глазами Пьера, человека штатского, чтобы читатель мог глубже понять мысль автора. Этому же служит и описание поля Бородина после сражения: «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах... на тех полях и лугах, на которых сотни лет... сби­рали урожай и пасли скот крестьяне... На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропита­ны кровью».

Так или иначе все герои романа сталкиваются с вой­ной. Она врывается в судьбы, калечит жизни. Семья Ростовых вынуждена покинуть Москву. На войне гибнет юный Петя Ростов. Княжна Марья покидает Богучарово, где прожита чуть не вся жизнь. Пьер Безухов пере­живает плен. Наташа, потрясенная смертью любимого человека, испытывает чувство «ужаса перед уничтоже­нием жизни». Одновременно война становится для ге­роев Толстого проверкой на человеческую значи­мость.

Любопытно отметить, что одним из художественных приемов, используемых писателем, является противо­поставление мудрости и величия природы, с одной сто­роны, безумству людей — с другой. «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на ис­пуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Пе­рестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»

Сегодня, когда на нас «накрапывают» радиоактивные дожди, невозможно не задумываться о тех последстви­ях, которые принесет современная война. И кровавая трагедия в Персидском заливе вновь подтвердила мысль Толстого, что даже самая справедливая, одобренная всем миром война, «не любезность, а самое гадкое дело в жизни».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.