Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Внутренние монологи героев как средство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Лев Николаевич Толстой является непревзойденным мас­тером в искусстве психологического анализа души человека. Наиболее ярко этот феномен писателя проявляется в его ве­ликом произведении — романе-эпопее «Война и мир». В геро­ях романа мы видим реальных людей с близкими нам чув­ствами и переживаниями. Н. Г. Чернышевский отмечал ос­новные принципы мастерства Толстого: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни мысли и чув­ства развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувства, непосредственно возникающие из данного положе­ния или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходят в другие чувства, снова возвращаются к прежней исходной точ­ке и опять странствуют, изменяясь, по всей цепи воспомина­ний...» Л. Н. Толстому также важно было показать влияние внешних обстоятельств на внутренний мир героя, взаимосвязь субъективного и объективного начал.

В психологическом анализе личности Толстой пользо­вался разнообразными приемами. Наиболее испытанным средством выявления душевных тайн у него является внут­ренний монолог. Как правило, он восходит к исповеди, к внутренним раздумьям героя. Нередко «беседа» персонажа с самим собой или с воображаемым собеседником отличается сложным противоречивым содержанием.

Показателен в этом отношении монолог князя Андрея в поле под Аустерлицем: «... как тихо, спокойно и торже­ственно, совсем не так, как я бежал, не так, как мы бежа­ли, кричали, дрались ... совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел это­го высокого неба? Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Здесь в сознании князя Андрея возни­кают такие контрастные и противостоящие друг другу яв­ления, как «бежали», «кричали», «дрались» и «высокое бесконечное небо», «тихо», «торжественно». Сознание его как бы раздваивается.

То же происходит и с Пьером Безуховым. Думая о сво­их чувствах к Элен, еще не ставшей его женой, он пони­мает, что она глупа, что есть что-то «нехорошее», проти­воестественное в их отношениях. В то же время Пьер меч­тает «о том, как она будет его женой, как она может полюбить его, ... как все, что он об ней думал и слышал может быть неправдою». Причем иногда автор продолжа­ет монолог героя, чтобы лучше показать его противоречи­вое состояние.

Внутренние монологи в романе показывают и пережи­вание героями своих собственных поступков, поступков других людей, самооценку героя. В этом проявляется их характер. Если для Андрея и Пьера вполне естественно ана­лизировать окружающие события и свое поведения, то Николай Ростов очень болезненно переживает этот процесс, потому что все события он воспринимает больше на эмоци­ональном уровне. На протяжении всего романа у Николая только два мысленных монолога, в которых Толстой пока­зывает нам, как эта «мучительная работа мысли» проти­воестественна для его героя. Николай умен сердцем, и в этом они родственные с сестрой Наташей. Но автор гораздо чаще приводит в тексте внутренние монологи Наташи. Ве­роятно, это вызвано тем, в них в большей мере, чем в по­ступках и разговорах, проявляются скрытые намерения, тайные движения души. На примерах монологов Наташи лучше всего воспринимается напряженный, часто импуль сивный психический процесс. Однако само течение моноло­гов носит открытый характер.

В размышлениях передается и «мучительная работа мысли» таких героев, как Пьер, князь Андрей, отчасти Николай, Наташа. Но она чужда Борису Друбецкому, Бер­гу, Анатолю и Элен Курагиным, которые на протяжении всего романа не меняются и не эволюционируют. Воспроиз­водя тончайшие оттенки духовной жизни близких ему ге­роев, Толстой отказывает в намеке на мысли и чувства по­стоянным, и поэтому чуждым ему героям, принадлежащим в основном к «высшему свету».

Еще раз, на примере романа-эпопеи «Война и мир», мы убеждаемся, что духовная красота героев у Толстого про­является в непрерывном борении мыслей и чувств, в меч­тах о деятельности, полезной для всего народ»

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.