Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Как «сделана» трилогия Л. Н. Толстого «Детство. отрочество. юность»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Как и все произведения Л. Н. Толстого, трилогия «Детст­во. Отрочество. Юность» явилась, по сути, воплощением большого количества замыслов и начинаний. В ходе работы над произведением писатель тщательно оттачивал каждую фразу, каждую сюжетную комбинацию, старался подчинить все художественные средства четкому следованию общей идее. В тексте толстовских произведений важно все, мелочей нет. Каждое слово употреблено не случайно, каждый эпизод продуман.

Главной целью Л. Н. Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юнос­ти, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысле­ние окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сна­чала в усадьбе Иртеньевых («Детство»), затем мир значительно расширяется («Отрочество»). В повести «Юность» тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй — умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей — папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всег­да одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно невозможным. Между повестями су­ществует логическая связь, оправданная прежде всего логи­кой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле.

Повествование от первого лица в трилогии устанавливает связь произведения с литературными традициями того време­ни. Кроме того, оно психологически сближает читателя с ге­роем. И наконец, такое изложение событий указывает на не­которую степень автобиографичности произведения. Впро­чем, нельзя сказать, что автобиографичность явилась наибо­лее удобным способом воплотить некий замысел в произведе­нии, так как именно она, судя по высказываниям самого пи­сателя, не позволила осуществить первоначальную идею. Л.'Н. Толстой задумывал произведение как тетралогию, то есть хотел показать четыре этапа развития человеческой лич­ности, но философские взгляды самого писателя в ту пору не укладывались в рамки сюжета. Почему же все-таки автобио­графия? Дело в том, что, как сказал Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой «чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе», что давало ему возмож­ность «написать картины внутренних движений человека». Однако важно то, что в трилогии фактически два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминаю­щий свое детство, отрочество, юность. Сопоставление взгля­дов ребенка и взрослого индивида всегда было объектом инте­ресов Л. Н. Толстого. Да и дистанция во времени просто необ­ходима: Л. Н. Толстой писал свои произведения обо всем, что в данный момент его волновало, а значит, в трилогии должно было найтись место для анализа русской жизни вообще.

Каждая глава содержит в себе определенную мысль, эпи­зод из жизни человека. Поэтому и построение внутри глав подчинено внутреннему развитию, передаче состояния героя. Длинные толстовские фразы пласт за пластом, уровень за уровнем возводят башню человеческих ощущений, пережи­ваний. Своих героев Л. Н. Толстой показывает в тех услови­ях и в тех обстоятельствах, где их личность может проявить­ся наиболее ярко. Герой трилогии оказывается перед лицом смерти, и тут все условности уже не имеют значения. Пока­зываются взаимоотношения героя с простыми людьми, то есть человек как бы проверяется «народностью». Маленьки­ми, но невероятно яркими вкраплениями в ткань повествова­ния вплетены моменты, в которых речь идет о том, что выхо­дит за рамки понимания ребенка, что может быть известно герою только по рассказам других людей, например война. Соприкосновение с чем-то неизвестным, как правило, обора­чивается почти трагедией для ребенка, и воспоминания о таких мгновениях всплывают в памяти прежде всего в мину­ты отчаяния. К примеру, после ссоры с St .- Jerme Николень­ка начинает искренне считать себя незаконнорожденным, припомнив обрывки чужих разговоров.

Разумеется, Л. Н. Толстой мастерски использует такие традиционные для русской литературы приемы подачи харак­теристики человека, как описание портрета героя, изображе­ние его жеста, манеры поведения, так как все это — внешние проявления внутреннего мира. Чрезвычайно важна речевая характеристика героев трилогии. Изысканный французский язык хорош для людей сomme il faut, смесь немецкого и лома­ного русского языков характеризует Карла Иваныча. Неуди­вителен и тот факт, что задушевный рассказ немца написан по-русски с отдельными вкраплениями немецких фраз.

Итак, мы видим, что трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» построена на постоянном сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека. Главной целью писа­теля, безусловно, был анализ того, что же составляет сущ­ность каждого человека. И в мастерстве осуществления такого анализа, на мой взгляд, Л. Н. Толстой не знает равных.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.