Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Роль портретной характеристики в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Как известно, связь персонажа и его портрета в худо­жественном произведении взаимообусловлена. Через опи­сание внешности героя автор раскрывает его внутренний мир, его подлинную сущность. Так, в «Анне Карениной» психологический портрет является одним из важнейших средств создания художественных образов. Главной особен­ностью Толстого-психолога является умение выделить ту или иную деталь, черту в облике героя, без которой он впоследствии даже не мыслится. Так, автор подчеркивает, что походка у Каренина была такая, что «он ворочал всем та­зом и тупыми ногами». Пожалуй, без этой характеристики образ героя был бы неполным. Для достижения наиболь­шей динамики Толстой вновь и вновь обращает наше внимание на отдельные детали внешности. При каждом появлении Анны упоминаются ее «блестящие глаза, гус­тые ресницы и красивое маленькие руки», постоянной ха­рактеристикой Стивы является его красивые лицо и, как у Анны, блестящие глаза. Поэтому можно говорить о внут­реннем сходстве героев, ведь глаза отражают духовный мир человека. Иногда портретная характеристика бывает на­правлена на снижение образа в глазах читателя. Так, Ка­ренина часто характеризуют усталые глаза и белые, с на­бухшими жилами руки, а Вронского — обросшая волосами красная шея и крепкие белые зубы, что укрепляет в нашем сознании мысль о его сходстве с «прекрасно выкормлен­ным животным». Часто, обращаясь к портрету второсте­пенных персонажей (купец Рябинин, покупающий за бес­ценок лес у Стивы, мадемуазель Варенька, адвокат Каре­нина), Толстой дает им прямую, ясную характеристику. На этом фоне странным кажется то, что главные герои романа как бы лишены портретных черт. Портреты героев, разу­меется, есть, но они словно растворены в тексте или даны глазами других персонажей. Например, про облик Стивы Облонского написано: «На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич Облонский — Стива, как его звали в све­те, — в обычный час ... проснулся в своем кабинете... он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинках ди­вана...» Это описание говорит о некоторых чертах характера — о лености, изнеженности барина. Но возникает вопрос, почему Толстой не создает прямого портрета своих героев. Просто автор не хочет нарушать динамизма повествования, замедлять темп развития стремительных событий, поэтому и выделяет характерные черты своих героев по ходу действия. Но бывает и так, что Толстой не может обойтись без прямой портретной характеристики. Как правило, подоб­ное описание фиксирует изменения, произошедшие в пер­сонаже. Вот, например, портрет Каренина, данный глаза­ми Анны: «Анна, думавшая, что она хорошо знает своего мужа, была поражена его видом... Лоб его был нахмурен, и глаза мрачно смотрели вперед себя, избегая ее взгляда; рот был твердо и презрительно сжат. В походке, в движениях, в звуке голоса его была решительная твердость, каких жена не видела в нем».

В романе Толстого «Анна Каренина» автор использует различные художественные средства для психологического раскрытия образов: внутренние монологи, пейзаж, авторс­кие комментарии, символику и др. Но, как мне кажется, наиболее важным средством психологизма является все же портретная характеристика. Ведь в романе «Анна Карени­на» 287 действующих лиц, главных и второстепенных, и для каждого из них обрисован свой индивидуальный и глу­боко психологический портрет.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.