Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Айтматова


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Сочинение-рецензия на повесть «Белое облако Чингисхана» (Власть и личность)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Государство это печь,

которая горит на одних

дровах на людских!

Ч. Айтматов

 

Чингиз Торекулович Айтматов — современный писатель-классик, всемирно признанный художник слова. Мастер, уме­ющий заинтересовать, даже заворожить читателя самобытны­ми легендами и сказами, яркими метафорами и сравнениями, незабываемыми образами людей и животных.

Общение с большим художником вносит в мою жизнь радость познания мира, иногда смятение чувств, заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, над своим предназначением в жизни.

Литература всегда будоражила умы, заставляла души про­снуться для лучшей жизни, окунуться в водоворот событий. Чтение лучших произведений Ч. Айтматова является для ме­ня подобным стимулом. Его последняя повесть к роману «Бу­ранный полустанок» имеет загадочное, привлекающее внима­ние, интересное заглавие «Белое облако Чингисхана». На мой взгляд, противоречие заключено в самом сочетании: белое об­лако и Чингисхан. Хотя противостояние не явное, но скрытое, завуалированное, с богатым подтекстом, как часто бывает у Айтматова. Чингисхан — жестокий, властный «повелитель четырех сторон света». Он не останавливается ни перед чем в достижении своей цели: «Идя походом на завоевание Запада, ведя за собой через великие азиатские пространства народ армию, Чингисхан в сарозекских степях учинил казнь — пре­дал повешению воина-сотника и молодую женщину-золото швейку, которые ослушались великого хагана, и поставили свою любовь выше его завоевательских целей».

Белая тучка же в религиях многих народов является символом чистого, Божественного начала. Чем же связаны они: тиран и небесное покровительство? Пока Чингисхан творит дела земные, небеса к нему благоволят. Но как только он начинает решать, кому жить, а кому умереть, небесная защита — тучка, летевшая над головой великого хагана, закрывающая его от палящих лучей солнца,— исчезает.

Параллельно с этой сказкой-притчей мы узнаем и развязку истории Абуталипа Куттыбаева, ставшего жертвой людской зависти и злобы. Его, настоящего героя страны, прошедшего дорогами войны, партизанскими тропами, а потом ад плена, оклеветали с единственной целью — добиться похвалы у бога-Сталина за усердное служение и исполнение всех его прихотей. Как и в легенде о Чингисхане, этот «держатель власти, волей которого, как пишут в газетах, вершится эпоха на планете...», вообразил себя Богом, имеющим право решать судьбы других людей. Против земного божка восстают отдельные сильные личности, воспитывающие своих детей не по указке властителя, а исходя из здравого смысла, народных традиций, своих взглядов и принципов. Но даже такой робкий протест воспринимается тираном и его окружением как крамола, способная пошатнуть основы власти. Абуталип же до конца остается верен себе. Чтобы не оказаться невольным: предателем, под пытками не оклеветать невинных друзей, он бросается под поезд. Боги небесные перед этим трагическим шагом внимают его мольбам и позволяют Абуталипу «проститься» с родными, любимыми им людьми, хотя это мгновение скорее похоже на мираж, промелькнувший за окнами поезда и растаявший в голубой дали сарозеков.

Мучители все время терзали Абуталипа, лишали его сна, разума, но не смогли ничего добиться. «Заключенный под номером девяносто семь» предпочел смерть предательст­ву. Вместе с Куттыбаевым погибли и их эфемерные надежды на получение наград, званий, почестей за поимку «опасного Преступника», чуть ли не резидента вражеской разведки.

Неоднократно в своих произведениях Ч. Айтматов поднимает тему столкновения личности и власти. В повестях «После сказки», «Ранние журавли», «Прощай, Гульсары!» и «Бе­лое облако Чингисхана» автор исследует пагубное влияние на душу человека неограниченной власти, которая всегда приво­дит к тирании, к гибели ни в чем не повинных людей. Айтма­тов это хорошо знает, так как столкнулся с несправедливо­стью еще в детстве. В 1937 году отец Ч.. Айтматова, крупный партийный деятель Киргизии, был незаконно репрессирован, но мальчик верил в его невиновность, продолжал любить от­ца. Эта любовь не прошла бесследно. Одну из своих лучших повестей «Материнское поле» он посвятил родителям.

Своеобразие произведений Ч. Айтматова состоит в том, что автор поднимает в них непростые вопросы, не пытаясь одно­значно ответить на них, это право он предоставляет нам, сво­им читателям. Вслед за Пушкиным и Толстым, Достоевским и Чеховым писатель пытается ответить на вечные вопросы: что есть человек, зачем он пришел на эту землю, что есть лю­бовь и ненависть, где искать истину, и есть ли она вообще?

Размышляя над этими сложными, философскими пробле­мами, писатель вводит в свои произведения сказки, притчи, элементы устного народного творчества, облегчая нам понима­ние своих замыслов, ненавязчиво, поэтично давая толкование той или иной проблемы. Ч. Айтматов — не только гениальный творец-пересказчик легенд, но и создатель нового жанра — по­вести к роману. Что это? Существенное дополнение к уже напи­санному ранее или попытка выйти за рамки, ограничивающие художника? Скорее всего это сделано мастером для лучшего, полного раскрытия замысла произведения, для того, чтобы чи­татели оценили глубину проблемы, поставленной художни­ком,— пагубного влияния неограниченной власти на личность.

Повесть изобилует яркими сюжетными зарисовками. Осо­бенно большое впечатление производит сцена казни Догуланг и Эрдене. Догуланг готова погибнуть, но не выдать любимого. Ее проводят перед рядами войск, откуда летят оскорбления, попреки, унижающие ее человеческое достоинство. Но и Эрде­не готов защитить любовь, он кричит: «Это я — отец ребенка! Да, это я, если хотите знать!..»

«...Дойдя до своей возлюбленной, приготовленной к каз­ни, сотник Эрдене упал перед ней на колени и обнял ее, а она положила руки на его голову, и они замерли, вновь соединив­шись перед лицом смерти, ...а затем с боков двугорбого верб­люда повисли в одной связке, в смертельных конвульсиях, те двое, которые любили друг друга поистине до гроба». Разве можно остаться безучастным или забыть, прочитав такое? Подобные находки, как драгоценные камни, есть в каждом про­изведении Ч. Айтматова, надо лишь внимательно читать их, вслушиваясь в мелодику и смысл написанного.

Если говорить о языке произведений Айтматова, то он ясен и доступен, богат красками, звуками, запоминающимися ге­роями, ищущими свое место в жизни, счастье, правду и спра­ведливость. Писатель — большой мастер детали. Надолго за­поминается мышкующая лисица из романа «Буранный полу­станок» или огнедышащий дракон на знаменах Чингисхана, сравниваемый с воином-сотником из повести «Белое облако Чингисхана». Неоднократное повторение той или иной детали не просто украшает текст, а является важной частью повест­вования, связующим звеном от одной части к другой.

Портреты Догуланг и Эрдене, Зарипы и Абуталипа, нари­сованные нашим воображением, почти совпадают с иллюстра­циями к повести. Простые, сделанные обычным карандашом, они не стремятся приукрасить действительность, а показыва­ют суровые реалии жизни. Благодаря кольцевой композиции повесть органически связана с романом «И дольше века длит­ся день» («Буранный полустанок»). Эта связь позволяет сосу­ществовать двум, казалось бы, разным сюжетам, разделенным веками, но связанным общей темой — власти и личности.

Эта повесть впервые была напечатана московским изда­тельством «Планета» в 1991 году и сразу же привлекла к себе внимание широкого круга читателей актуальным и современ­ным звучанием. К чему бы ни обращался писатель, он все ви­дит сквозь призму времени. А разве не актуальна сегодня про­блема взаимоотношения власти и личности? Власть слишком удалена от масс, чтобы жить чаяниями и проблемами народа. Так было всегда, так есть, к сожалению, и сейчас. Но Ч. Айт­матов относится к писателям, которые верят в светлое буду­щее, призывая нас бороться за него. А для этого мы должны забыть все разногласия и объединиться ради решения главной задачи мира на Земле, счастья людей.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.